PostHeaderIcon Варна-Ашрама-Дхарма(Према-Бхакти)

ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА

Откровение Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура  

11 июля 2001 года

г. Санкт-Петербург, Россия

/Запись начата в 2 часа 14 мин./  

Мои ученики и последователи! Общество, которое следует предписаниям и установкам Господа, основано на варна-ашрама-дхарме. Она дана людям Самой Верховной Личностью.

Варна-ашрама – это система деления общества на четыре социальных уклада /варны/ и на четыре духовных уклада /ашрама/.

В варна-ашрама-дхарме каждому человеку в зависимости от его социального уклада /варны/ и уровня его духовного развития /ашрама/ предписываются определенные обязанности, связанные с его служением Высшей Личности. Выполнение этих обязанностей дает человеку возможность достичь совершенства.

 

Итак, в системе варна-ашрама-дхармы имеется четыре варны, или социальных уклада. Принадлежность к каждому из них определяется теми качествами, возможностями и способностями, которыми наделен человек с рождения.

 

Эти четыре социальных уклада общества таковы:

брахманы – сословие высокоразумных людей, интеллигентов;

кшатрии – сословие воинов и правителей;

вайшьи – сословие фермеров и торговцев; шудры – сословие слуг и рабочих.

 

В систему деления общества, кроме четырех варн, входят четыре ступени духовного развития, или ашрама, – брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санниаса.

Соответственно четырем духовным укладам различают следующие

типы учеников:

брахмачари – ученик, принявший обет целомудрия;

грихастха – ученик, который живет семейной жизнью, но не утрачивает своей привязанности к Богу и Его философии;

ванапрастха – ученик, который ради постижения учения Бога оставил свои производственные и семейные обязанности;

санниаси – ученик, который принял обет отречения и отдалился от мирской жизни.

 

Высшая ступень санниасыпарамахамса. Парамахамса – это ученик, в котором под влиянием внутренней энергии Господа, Йога-Майи, развивается зрелая любовь к Господу.

Варна-ашрама-дхарма – это совершенная общественная система; в идеале она способствует духовному и психофизиологическому развитию всех ее членов. Следуя принципам варна-ашрама-дхармы, ученик способен достичь истинно духовного преуспеяния. Однако, для полного осознания Личности Бога ему необходимо подняться над принципами варна-ашрама-дхармы и достичь уровня према-дхармы.

Система варна-ашрама-дхармы регулирует и стабилизирует жизнь людей, которые поклоняются Высшей Личности согласно установленным регулирующим принципам и правилам. Но тот, кто вышел на уровень према-бхакти, уровень спонтанного преданного служения Богу, освобождается от следования принципам варна-ашрама-дхармы.

 

Варна-ашрама-дхарма – это проверенная временем, устойчивая и надежная общественная система. Она устанавливает разумную, логически обоснованную и тесную связь между людьми, которые имеют как врожденные, так и приобретенные качества и свойства и совершают разного рода занятия. Эта система предоставляет каждому возможность выполнять ту деятельность, которая способствует наиболее успешному раскрытию всех членов общества.

Вся деятельность людей в варна-ашрама-дхарме является прямым или косвенным служением Личности Бога, Кришне.

 

Варна-ашрама-дхарма учитывает истинную природу индивидуума и занимает его той деятельностью, которая соответствует его сословию, или варне. Назову эти сословия еще раз:

брахманы – сословие духовидцев и священников:

кшатрии – сословие представителей администраторов и воителей;

вайшьи – сословие фермеров и банкиров;

шудры – сословие рабочих и ремесленников.

 

Таково естественное деление общества, и оно существует в мире во все эпохи и юги.

Четырем вышеобозначенным укладам соответствуют функции, которые отвечают различным врожденным и приобретенным качествам людей, а также образу их жизни.

В каждом обществе есть люди, которые распределяются соответственно вышеобозначенным четырем социальным укладам. И это происходит не зависимо от того, признает или не признает само общество эту классификацию.

В Золотой Век классификация, отражающая положения варна-ашрама-дхармы, как правило, осознается и признается всеми людьми, поскольку практически все они относятся к категории харе-бхакт, личностей, исповедующих философию Ади-Гуру.

В Кали-Югу происходит наибольшее отклонение людей от принципов варна-ашрама-дхармы по причине их неочищенности и их отхода от божественных канонов.

Как уже дано было понять, Ведами принята также и према-дхарма. Према-дхарма отражает естественное положение тех личностей, которые, находясь в условиях материального мира, способны совершать преданное служение в его изначальном, чисто духовном виде. Такие дживы называются нитья-баддхи. В мире высшем пребывают дживы, которые проводят свое служение в исключительно духовной, вечной форме, они называются нитъя-мукти. И те, и другие дживы, и нитья-баддхи и нитъя-мукти, являются освобожденными.

Нитья-баддхи, живущие в Кали-Югу, призваны исполнить свое главное предназначение, подвести сотни и тысячи людей к вратам, за которыми открывается царствие Бога. Имя этого Бога – Шри Шри Радха-Кришна.

 

Люди, рожденные в Золотом Веке, восстанавливают свое положение в варна-ашрама-дхарме, и более того – лучшие представители человечества достигают ступени према-дхармы. Но это не значит, что они освобождаются от выполнения предписанных им обязанностей. Высшие, божественные люди выполняют функции представителей тех или иных варн (общественных укладов). Другими словами, они играют роль брахманов, кшатриев, вайшьев или шудр согласно их врожденным, а также приобретенным свойствам, наклонностям и способностям. Первопричины всех этих свойств, наклонностей и способностей таятся в предыдущих инкарнациях людей, и они связаны с их личной кармой.

В материальном мире невозможно установить равенства между всеми людьми, так как все они очень различны по своим качествам, наклонностям и способностям. Но людям можно предоставить равные условия для удовлетворения их материальных и духовных потребностей и запросов – и это то, что способно объединить людей и позволить им гармонично сосуществовать и сотрудничать друг с другом, успешно выполняя предписанные им обязанности.

 

Итак, психофизическое и интеллектуальное неравенство – характерный признак людей, воплощенных в материальном мире. Но люди могут быть поставлены в те условия, которые будут способствовать их всестороннему и полному развитию. Варна-ашрама-дхарма как никакая другая система способна поддержать климат высокого духовного единства и благополучия между всеми людьми, принадлежащими ей.

Если принципы варна-ашрама-дхармы не соблюдаются обществом, то оно деградирует. В этом случае не только нарушается связь людей между собой, но, главное, нарушается их связь с Верховной Личностью.

Только во взаимоотношениях с Высшим Божеством, которое является для них Идеалом, люди способны удовлетворять свои главные потребности – потребности своей изначальной, чисто духовной сущности. Эти взаимоотношения, имеющие место между Господом и дживами, предусмотрены и предопределены в варна-ашрама-дхарме самой Верховной Личностью.

В варна-ашрама-дхарме, как уже было сказано, все виды служения прямо или косвенно посвящены Богу, Высшей Личности. И вокруг этого миропонимания объединяются все члены этой праведной, справедливой системы, которая способствует подлинному становлению и даже расцвету Земной Цивилизации.

 

Итак, варна-ашрама-дхарма регулирует и стабилизирует интересы, влечения и род занятий людей в любом обществе и в любую эпоху.

Еще раз коснемся вопроса: как соотносятся друг с другом варна-ашрама-дхарма и према-дхарма? Према-дхарма как система возвышается над варна-ашрама-дхармой, и эта система может иметь место в любую эпоху, любую югу. В према-дхарме, как уже было сказано, превалирует чисто духовная форма служения Высшему Божеству. Эта форма служения возможна тогда, когда личность выходит из-под зависимости гун материального мира и, пребывая в этом мире, тем не менее, остается трансцендентной по отношению к гунам и к самой материальной энергии, гуна-майи.

Страниц: 1 2 3

Категории