PostHeaderIcon Об изначальном положении Дживы и о спонтанной Садхане(Према-Бхакти)

ОБ ИЗНАЧАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ДЖИВЫ

И О СПОНТАННОЙ САДХАНЕ

Откровение Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура  

8 июля 2001 года

г. Санкт-Петербург, Россия

 /Запись начата в 2 часа 4 мин./

Мои ученики! Примите благословения вашего Гуру, нисходящего к вам из сфер трансцендентного бытия. Считаю необходимым дать вам Свои очередные советы и наставления.

Мои последователи! Все дживы изначально занимают свое трансцендентное положение – положение слуг Господа Кришны, или Его неотъемлемых частиц. Но в силу влияния на них иллюзорной энергии Бога, Маха-Майи, дживы теряют всякие представления о своих вечных взаимоотношениях с Господом; они лишаются Его милости и оказываются в плену у преходящего, неустойчивого мировоззрения. Но поскольку изначальные взаимоотношения с Верховной Личностью для всякой дживы естественны и неизбежны, то рано или поздно они проявляются вновь, – и тогда джива получает милость Бога на свое приближение к Нему.

Джива теряет свое изначальное положение потому, что она желает отделиться от Кришны и стать независимой от Его внутренней, или трансцендентной энергии, Йога-Майи. Под влиянием иной – внешней энергии Кришны, Маха-Майи, неотразимой и могущественной, джива напрочь забывает о своих первичных и чисто духовных отношениях с Богом. Она попадает под влияние трех гун, порожденных Маха-Майей /тамаса, раджаса и саттвы/, и становится обусловленной.

Обусловленность дживы продолжается до тех пор, пока Кришна не дает дживе благословения на ее освобождение.

Таким образом, джива не всегда обусловлена. Будучи неотъемлемой частицей Кришны, она как освобожденное от материальных условий жизни существо занимает свое изначальное положение, в котором она награждается вечностью, знанием и блаженством. Природа такой дживы определяется понятием сат-чит-ананда. Но когда Кришна наделяет дживу желанием наслаждаться чисто материальными благами и утехами, дающими эффект иллюзии благополучия и счастья, то джива переходит в обусловленное состояние. Она становится зависимой от гунсаттвы, раджаса и тамаса. Эта зависимость может длиться сколь угодно долго, и по этой причине дживу называют вечно обусловленной.

 

Вайшнавские Ачарии на протяжении нескольких веков пытались выяснить: по какой причине джива становится обусловленной? Почему она попадает в материальный мир? Ответы на эти вопросы будут следующими. Когда у дживы появляется желание получать сугубо материальные наслаждения и существовать независимо от Бога, она загоняет себя в ловушку материального мира. Кичась своей независимостью, джива отходит от служения Верховному Господу, и, более того, она начинает отвергать само Его существование. И эта совращенная и подпавшая под власть Великой Майи джива нередко скатывается до положения существа с демоническим сознанием и демоническими качествами. Для этих созданий характерны страсть к богатству, славе и власти, а также – стремление к наживе и ненависть ко всем носителям божественных побуждений и идеалов.

Джива, утратившая любовь к Богу и Его явителям, надолго закрывает для себя доступ к великим духовным благам, которые в отличие от материальных благ и приобретений способны дать всякой восходящей личности истинное и непреходящее удовлетворение.

Естественное и высшее состояние дживы – служить Верховному Божеству, Кришне. Когда же в дживе рождается желание обрести независимость от Кришны, то она низвергает себя в сугубо материальное состояние. Отрываясь от Кришны, Верховного Бога, джива попадает в зависимость от трех гун (тамаса, раджаса, саттвы), и она занимает положение, свойственное тому существу, которое обладает оскверненной природой. Но даже тогда Кришна не покидает дживу. Он сопровождает ее в образе Сверхдуши /Параматмы/, являясь самым преданным существом дживы, ее подлинным благодетелем и спасителем. В Христианстве это существо называется Ангелом-Хранителем. Да, Ангел-Хранитель есть не кто иной, как Господь Кришна в одном из своих аспектов, а именно: в аспекте Сверхдуши. Пребывая в виде Параматмы в сердце всякой дживы, Кришна побуждает ее вернуться в Дом Бога – Его Цветущую Дхаму.

 

Джива возвращается в свой истинный Дом тогда, когда она достигает ступени самосознания и вновь обретает память, утраченную ею по причине ее отрыва от Кришны и Его верных спутников.

Таким образом, материальную зависимость дживы можно считать вечной, поскольку она может существовать бесконечно долго. Столь долго, что джива напрочь утрачивает память о том времени, когда она жила в духовном царстве и имела возможность наслаждаться общением с Верховным Богом и Его приближенными.

Как уже было дано понять, джива, вышедшая из-под влияния Самого Кришны и Его высшей энергии (Йога-Майи), падает в мир материи. Такая джива стремится занять в этом мире положение наслаждающегося. Ниспадшая джива начинает утверждаться в своей оскверненной природе, и она утрачивает всякие представления об удаче и неудаче, о добре и зле, о счастье и несчастье. Но ввиду того, что Господь присутствует в дживе в форме Параматмы, у нее всегда сохраняется возможность вернуться в Дом Бога – в Его Лотосную Обитель, и обрести пристанище у Его нектарных стоп.

Хотя Я уже сказал, что джива ниспадает в материальный мир по причине того, что она желает обрести независимость от Кришны и играть роль наслаждающегося в этом мире, тем не менее, Сам Кришна вовлекает ее в Свои весьма увлекательные, но преходящие игры. Иными словами, Господь предоставляет дживе условия, при которых она начинает деградировать – становится невежественной и грубой. Так, в «Бхагавад-гите» Кришна говорит Уддхаве: «Да будет тебе известно, что знание и невежество исходят от Меня».

Следовательно, Кришна волен предоставить дживе высшие условия бытия или лишить ее естественного, изначального положения, отдать ее во власть Своей могущественной энергии Маха-Майи.

Джива утрачивает свое изначальное положение потому, что она этого желает. Но, главное, этого желает Сам Кришна. Кришна-Вишну отдает дживу во власть Майи и трех гун (страсти, невежества и благости), которые являются извечной и главной причиной как рабства дживы, так и ее освобождения.

 

В разные периоды своей эволюции одна и та же джива может быть и вечно обусловленной и вечно свободной. Все, в конечном счете, зависит от Кришны и Его экспансий, Вишну-таттв. Энергии Кришны творят все и всех, и они – источник всех обусловленностей, всех иллюзий и всех ошибочных и безбожных доктрин. В то же время именно энергии Верховной Личности порождают собой все самое истинное и реальное, и они создают условия для жизни и деятельности вечно просветленных, божественных джив, принадлежавших к типу нитья-мукт.

Дживы, попавшие под влияние Майи, принимают участие в тех играх Кришны, которые являются сугубо материальными, или иллюзорными. Дживе кажется, что она красива, богата и счастлива. Но на самом деле она и некрасива, и небогата, и несчастлива. Когда джива обретает сознание Высшей Личности, она возвращается к своему изначальному положению, иначе сказать, она достигает ступени ананда-майи – вечного всезнания и блаженства; и в этом состоянии она способна совершать преданное служение в его первородном, чисто духовном виде.

Страниц: 1 2 3

Категории