Об идеале как о норме и об общинном землепользовании(Свет Общины)
Об идеале как о норме и об общинном землепользовании
Первые ступени, первые классы в школе общинного мышления и поведения проходим мы еще в детстве в своих отношениях в семье, дай Бог, многодетной. А позже – в отношениях, связанных с зарождением чувств любви и дружбы, которые потом сопровождают нас уже всю жизнь. Эти-то отношения и являются главной школой нашего поведения, в высшей степени учитывающего интересы другой стороны. То есть, поведения изначально самоотверженного, которое «всего лишь» остается перевести и на наши отношения с не самыми близкими нам людьми. И такие отношения запрограммированы самим нашим народным сознанием. Вспомним хотя бы известное и недвусмысленное – сам погибай, а товарища выручай! – подтверждающее поистине могучее духовно-нравственное здоровье нашего народа, множество раз за его историю продемонстрированное им и в ратных делах, и в жизни обыденной, казалось бы, не требующей такого самоотвержения.
Здесь мы говорим об идеале, об эталоне поведения, на уровень которого в силах подняться далеко не все из нас, но как пример и точка отсчета оно должно быть отражено в нашем сознании и подсознании. Это неизбежно поможет нам подняться до максимально возможного для нас духовно-нравственного уровня, вполне подтверждающего наше право на пребывание в общине, а тем более, в братстве – высшей ее форме. Впрочем, он, этот идеал, и есть… норма поведения человека вполне сознательного, то есть, чувствующего, мыслящего и действующего вполне сообразно главным космическим законам общежития – законам единения, сотрудничества, бескорыстной любви ко всему сущему, к ближнему и «дальнему», к врагам нашим, к Иерархии и к самому Всевышнему.
Уместно здесь еще раз вспомнить, что истинная любовь – любовь богочеловеческая, то есть радостно бескорыстная, счастливо самоотверженная, восторженно героическая. Все иное по большому (то есть, нормальному) счету – недолюбовь, суррогат, заменитель или подменитель любви. Заметив пока, что лишь в ауре такой любви мыслима истинная община, община-братство, вернемся к этой основной теме нашего вступительного эссе.
История нашего народа (а точнее, наших народов) показывает и доказывает, что не только в общей сложности сотни лет отстаивания своей целостности и независимости помогли России в ее сплочении, но немалое содействие оказал в этом и феномен общинного землепользования, от коего Европа отошла без малого тысячу лет тому назад. Естественно, что общинное сознание вошло за эти века в плоть и кровь наших соотечественников. Это, среди прочих причин, и позволило в свое время свершиться Октябрьской революции, руководители которой вполне успешно воспользовались привычкой и склонностью крестьян, а частично и представителей других социальных слоев решать важнейшие вопросы всем миром, голосованием и опросом, то есть с учетом мнения всех и каждого.
Да, практика регулярного перераспределения земельных наделов по душам с их «ротацией» имела свои недостатки, но общинное сознание она, естественно, крепила. Основным изъяном такого общинного землепользования являлось то, что оно было ориентировано на, так сказать, идеально общинное сознание, которого достигали далеко не все землепользователи. Досада обладателя не самого высокого сознания на то, что ему при очередном переделе доставалась не лучшая земля, мешала ему с должным энтузиазмом и прилежанием заниматься ее улучшением, культивацией, обогащением. Не вдохновляла его и перспектива передачи ухоженной, улучшенной им земли очередному ее временному владельцу.
Конечно, здесь была недоработка и «мира», который не всегда находил возможность компенсировать такого характера несправедливость, но надо сказать и о недоразвитии сознания «пострадавшего», который должен бы был, по нынешним нашим понятиям, трудиться и в этом случае в поте лица несмотря на… И тем не менее, общинное землепользование имело больше плюсов, чем минусов, ибо было фактором социально-нравственного общинного воспитания, подготавливающего уже тогда нынешнее наше духовно-нравственное возрождение и восхождение.
В немалой степени благодаря распространенности общинного сознания среди селян привились у нас и колхозы – при всем отчаянном сопротивлении тех, кто своевременно почувствовал: насилие и община, диктат и коммуна – несовместимы. Кстати, о недопустимости любых форм насилия в общине, в коммуне не раз говорилось и в книгах Живой Этики, Агни Йоге. Опыт же работы колхозов и продемонстрировал нам, как губительно насилие для общины, которая может и должна строиться только на добровольных и доброжелательных началах и только на тонком и точном учете интересов всех ее членов.
Как показала практика некоторых преуспевающих, несмотря ни на что, коллективных хозяйств, они далеко не безнадежная и не бесперспективная форма хозяйствования. Однако она была скомпрометирована и изжила себя почти везде, где давил ее пресс административно-командной системы, допустимой и оправданной разве что в условиях войны и чрезвычайного положения.