PostHeaderIcon О живописной силе праны(Путь Спасителя)

О ЖИВОНОСНОЙ СИЛЕ ПРАНЫ
 

Обратимся теперь ко второму пункту «Детки», связанному с дыханием: «Перед купанием или после него, а если это возможно, то и совместно с ним, выйди на Природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на одну-две минуты, вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья».

П.К.Иванов исследовал влияние воздуха на организм человека также тщательно, как и влияние на него воды. Учитель старался выяснить, насколько же воздух способен очистить и оздоровить человека в целом и все его системы и органы при его «внутреннем» и «наружном» (закалка) употреблении. Среди его записей есть и размышления о великой пользе свежего, чистого воздуха, особенно – движущихся воздушных потоков: «…Для нас большой ветер – это воздух… Ветер, идущий по земле, какой он был острый! Особенно весною, когда сырая погода. Я на армавирский ветер вышел… и простаивал многими часами… Я стоял и воспринимал жесткий ветер, как иголки на своем теле…»

Учитель был убежден: воздух не только очищает и укрепляет человека, но он дает ему саму жизнь: «Для чего нам… воздух?.. В воздухе, окружающем человека, находится пища – это эфир, движущийся… и проникающий насквозь организм человека. В нем живое условие жизни. Учитель это нашел и вывел практически…»

Если мы откроем книги Учения, то и в них найдем много высказываний, касающихся чистого природного воздуха:

«Держите в жилищах ваших чистый воздух». (Общ., 91).*)

*) В эссе использованы также фрагменты из книги «Община» более позднего издания, где положения Учения разбиты на параграфы-шлоки – по аналогии с другими книгами серии.

«Воздух также минерален и магнетичен, как и вода. Мы применяем воды различного состава, почему же воздух не будет иметь воздействие на различные центры?.. Конечно, каждая перемена воздуха имеет значение, ибо она влияет на различные группы нервов…» (Агни Йога, 606).

Как же это перекликается с суждениями и советами Учителя П.К.Иванова!..

Чистый воздух насыщен той животворной праной, которая способствует развитию духовидения ученика:

«Мощь ваша растет праной».

«Являю силы слышать и видеть. Главное – качество воздуха и ясность духа».

«Чистый воздух нужен для тока. Сравните с электричеством после грозы. Чудеса могут быть в любом месте, но учение сопряжено с состоянием духа». (Л.С.М., сс.26,51,98).

По мнению Учителей, человеку совершенно необходима та благодатная прана, которая дает ясность сознанию и укрепляет его духовную мощь. Поэтому регулярное общение с воздухом, как считают Махатмы, является могучим фактором очищения и возвышения Йога: «Йогу прежде всего необходимо общение с праной». (А.И.,194).

В светоносной и питательной пране-жизнедательнице нуждаются не только обычные люди и не только йоги, но и Высшие Посвященные: «Прочтите и сосчитайте, сколько раз даже Христос удалялся в пустыню. Даже Его Дух нуждался в пране». (Л.С.М., с.143).

Еще пример, связанный с жизнью Великого Учителя: «Мощь видений требует хороших условий среди праны. Деяния Христа протекали среди  природы, долго не оставался в городе». (Л.С.М., с.24).

Как Сотруднику Иерархии Иисусу Христу просто необходимы были животворные эманации воздуха, а их способен был дать лишь чистый и глубокий вдох в чистых же природных условиях.

Е.И.Рерих, касаясь вопроса о причинах частого удаления от масс Учителей, писала: «Ученик, достигший известной ступени духовного развития, не может долго оставаться в отравленной атмосфере городов и должен удаляться в природу для накопления праны, и вести более или менее уединенную жизнь. Христос, Будда и другие великие Подвижники часто удалялись в пустыню и не оставались долго в одном месте». (22.2.36).

Говоря о пользе дыхания, Гималайские Адепты указывают на особую роль «глубокого вдоха»: «Обратите внимание, почему дли физических явлений нужен глубокий вдох. Нет ли в этом соответствия с явлением перемещения энергии?»

Еще изречение: «Заметьте, что глубокий вдох сопровождает действие психической энергии». (А.И., 350, 603).

Как тут не сказать о прямой перекличке данных суждений с пунктом «Детки», где Учитель рекомендует ритуал купания сопровождать особыми «вдохами жизни» («питьем воздуха»), способствующими набору все той же энергии из атмосферы!..

В Учении находим еще одно из объяснений чудодейственной силы праны; в нем же – о пользе глубокого длительного вдоха:

«Прана очищена высшим Огнем, и лишь это качество делает ее творящей. Но даже в долинах, даже на площадях городов прежде произнесения решений пробуйте вдохнуть как можно глубже. В этом вздохе, может быть, через все преграды дойдет частица Праны-Благодати». (М.О., 1, 32).

Как видим, дорогие читатели, и Махатмы Востока, предлагая человечеству Огненную Йогу, считали целесообразным рекомендовать вставшему на Путь работу с Праной.

Завершая разговор о целебности дыхания, и, особенно, чистого и правильного, коснемся еще одного важного момента. Говоря о естественности дыхания, Е.И.Рерих писала: «Также несомненно, что простое ритмическое дыхание само по себе очень полезно. Люди не только разучились пользоваться свежим воздухом, но, именно, правильно дышать, что является основою нашего здоровья». (5.9.35).

Да, даже простое, свободное дыхание уже полезно само по себе. А вот «пранаяма Хатха-Йоги не имеет ничего общего с таким ритмическим дыханием». (там же). В Учении есть особое суждение по поводу пранаямы: «Мы упоминали о пранаяме, но в то же время указывали на естественные пути восхождения. Не будет ли в этом противоречия? Поясним, мы не отвергаем пранаяму и даже указываем на полезность ее. В некоторых случаях пранаяма будет лекарством для организма. Мы постоянно советуем легкую пранаяму. У нас дыхание есть важный процесс, но все же наилучшей будет естественная пранаяма. Люди не должны лишь определенное время посвящать очищению дыхания. Они нуждаются в этом многократно в течение дня. Потому целительно вдохнуть свежую прану несколько раз перед произнесением каких-либо значительных слов. Такая естественная пранаяма ответит современному положению вещей.

Могут сказать, что ораторы часто применяют такой метод. Но редко они действуют сознательно, между тем именно сознательность преобразит каждый вздох. Таким образом, известное качество пранаямы Нами весьма утверждается, но мучительные древние приемы должны быть пересмотрены». (Надземное, 441). Как видим, речь идет о том, что не следует слишком увлекаться техникой дыхания – пранаямой. Достаточно использовать самые простые приемы, приближающиеся к естественному дыханию, что тоже вполне перекликается с рекомендациями П.К.Иванова, придающего именно свободному дыханию большое значение как средству самооздоровления и духовного продвижения. Тот же «глубокий вдох», который предлагает Учитель, должен выполняться без перенапряжения, без натуги. «Бери по силам!» – говорил Он.

Оглавление

Категории