PostHeaderIcon Варна-Ашрама-Дхарма и Золотой Век(Према-Бхакти)

ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА И ЗОЛОТОЙ ВЕК

Откровение Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура  

23 июля 2001 года

 г. Санкт-Петербург

 /Запись начата в 2 часа 3 мин./  

Мои ученики! Система варна-ашрама-дхарма зиждется на высших духовных и этических принципах, поэтому ей гарантирована вечность. Поколения будут сменять друг друга, а эта система будет развиваться и процветать. Безусловно, она будет претерпевать определенные изменения, но они будут касаться каких-то отдельных, не столь значащих, не принципиальных ее положений.

Для успешного становления общественной системы очень важны правильные, достаточно гармоничные отношения между ее членами, конкретными людьми. Только строго выполняя предписанные им обязанности в рамках варна-ашрама-дхармы, люди могут удовлетворять друг друга, а главное, они могут в полноте удовлетворять Высшую Личность, которая указала им на эту наиболее совершенную и справедливую систему.

Система варнашрамы побуждает каждого представителя всех четырех ранее указанных классов честно выполнять свои обязанности и отдавать свои долги. Никому не рекомендуется заниматься тем, что предписано для представителей другого класса. Это позволяет человеку использовать свои умственные и психо-физические способности и возможности только в том роде занятий, который ему соответствует и который он может квалифицированно и качественно освоить. Таким образом, каждый, принадлежащий варнашраме, выполняет деятельность, естественную для него, соотносящуюся с его личными данными, которые созвучны его сердцу.

 

Главное для правителей и руководителей такого общества – определить, каковы врожденные и привитые способности и возможности человека и ожидаемый образ его действий, чтобы предложить ему деятельность в одном из четырех классов. Важно при этом создать такую атмосферу, которая способствовала бы неуклонному личностному росту каждого члена общества. Важно, чтобы в нем приветствовались духовные достоинства людей, их готовность пожертвовать многим ради достижения высшей цели, их реальный вклад в общее дело.

Люди должны знать об обязанностях брахмана, кшатрия, вайшьи и шудры и помнить, что вайшнав – это самая совершенная личность в обществе.

На вопрос «кто такой вайшнав?» можно ответить: вайшнав – это индивидуальность, всецело преданная философии и этике Высшего Бога. Это идеальный слуга Бога и его самоотверженный последователь, верный сторонник его мировоззренческой концепции.

Как определяется принадлежность человека к тому или иному классу? Она определяется не его происхождением, а его качествами и родом его занятий. Вайшнав трансцендентен по отношению к варнам, или сословиям, но, как уже было сказано ранее, он должен, как и все другие члены общества, занять свое место в варна-ашрама-дхарме.

Другими словами, вайшнав должен исполнять те или иные конкретные обязанности в рамках определенного класса. Ученик, всецело преданный Высшей Личности, автоматически становится брахманом, даже если он не получил традиционного посвящения. Люди, принадлежащие к низшему сословию, например, к шудрам, могут занимать высокое положение в ашрама-дхарме, если они являют истинную преданность Богу на пути самопознания.

 

Бхакта-вайшнав, который удостаивается нектара сознания Кришны, обладает следующими достоинствами:

  • осознает значимость вечных или божественных постулатов и заповедей
  • стремится удовлетворить Божественную Личность своим ошонием к ней
  • понимает, что такое любовное и преданное служение и следует ему
  • всегда готов выполнить наставления и указания своего гуру
  • не допускает оскорблений на пути познания Высшей Истины, познания учения Ади-Гуру.

 

Всеми перечисленными свойствами может обладать как выходец из высших сословий, например, брахман, так и рожденный в семье шудры. И, значит, мы можем вести речь о духовном равенстве людей, принадлежащих разным классам.

Без системы варнашрама-дхармы люди не смогут построить истинное развитое общество и создать в нем атмосферу гармонии, мира и справедливости.

 

В ведических писаниях сказано, что гуру может стать любой, кто сведущ  в принципах науки о Верховном Боге. Иначе говоря, гуру может быть и брахман, и кшатрий, и вайшья, и шудра. Давать наставления и посвящать в святое имя Бога может тот, кто признает абсолютный авторитет Кришны и кто развил в себе Его сознание.

В Ведах отмечается принцип трансцендентного равенства всех четырех ашрамов – брахмачарьи, грихастхи, ванапрастхи и санниасы.

Базируясь на духовной основе, ашрамы все же определяют временное положение восходящей личности. Вечное положение личности находится за пределами той или иной варны, того или иного ашрама. Деятельность освобожденной личности основывается на принципах према-дхармы, или бхагавад-дхармы. О према-дхарме было уже сказано на страницах этой книги.

 

В обществе, члены которого руководствуются положениями према-дхармы, существует свой подход к исполнению конкретных обязанностей. Так, личности, поднявшиеся над принципами варна-ашрама-дхармы, должны все же занять какое-то положение в этой системе и выполнять те или иные общественные обязанности, выполнять их в рамках одного из четырех классов, будучи при этом трансцендентными по отношению к нему, другими словами, оставаясь не зависимыми от него. В Ведах сказано, что освобожденные личности, уже достигшие према-дхармы, должны придерживаться системы варна-ашрама-дхармы, то есть они должны выполнять те или иные обязанности. Поэтому даже реализованные вайшнавы, маха-бхагаваты, должны занимать определенное положение в каком-либо классе и исполнять роль представителя соответствующего класса – брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры. Каждый бхакта должен осознать, какое социальное положение для него наиболее естественно и приемлемо. Не важно при этом то, какую рать в системе варна-ашрама-дхарме будет играть тот или иной бхакта, важно то, что он всегда будет проводить преданное служение Высшей Личности. Такова природа истинного хари-бхакта, или маха-бхагавата. Такая возвышенная и утонченная личность, как маха-бхагават, способна обучить очень многих джив науке служения Богу.

 

Именно бхакта должен суметь объяснить людям, что нельзя пренебречь высшей целью и что в высшей степени неразумно вести жизнь, свободную от моральных установок и божественных постулатов. Бхакта должен уметь объяснить людям, что их материальное тело очень временно, что оно подвержено старению, разрушению и распаду, тогда как духовная форма дживы вечна, и эта бесконечно функционирующая форма исполнена знания и блаженства. Поэтому она определяется понятием сат-чит-ананда.

 

Когда человек потворствует своей низшей природе, своим несовершенным инстинктам, – он деградирует. Но когда ученик направляет все усилия своего ума и сердца на достижение главной цели, ведущей его к познанию Личности Бога, то он неизменно возвышается и обретает устойчивое и ясное мировоззрение. Система варна-ашрама-дхармы помогает людям обрести навыки в постижении непреходящих ценностей жизни и посвятить себя высшему – благотворной, общеполезной деятельности в сознании Верховного Бога.

 

Деятельность в сознании Личности Бога ведет к тому, что люди обретают свое самое естественное и изначальное положение, и они удостаиваются знания о своей истинной природе. Вместе с этим джива получает знание о том, какова ее изначальная раса, то есть, каков тип ее личных, глубоко сокровенных взаимоотношений с Господом. Это положение называется сварупа-сиддха.

Во дни, когда на Землю сошел Золотой Век, огромное значение имеет то, какой общественный строй изберут люди. Важно уже сегодня закладывать фундамент новой Общности. Понятно, что фундамент новой Общности должен базироваться на принципах истинной справедливости, мира и блага всеобщего. В основе любого истинного социального строя лежит варна-ашрама-дхарма. Другое дело, что каждое общество основывается на принципах варна-ашрама-дхармы с учетом времени и условий, в которых оно находится. Сегодня при создании нового, более совершенного общества, базирующегося на принципах любви, миролюбия и справедливости, необходимо принять к сведению многие указания и советы, которые дают людям Ачарии из мира Вайкунтхи. Пренебречь этим – значит приступить к созданию общественного строя новой Цивилизации, не владея полным знанием.

Страниц: 1 2 3

Категории