PostHeaderIcon Сознание Кришны – вершина йоги(Према-Бхакти)

СОЗНАНИЕ КРИШНЫ – ВЕРШИНА ЙОГИ

Откровение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура  

21 июля 2001 года

г. Санкт-Петербург

 /Запись начата в 1 час. 32 мин./  

Мои ученики! В Ведах сказано, что отдельная личность не сможет достичь совершенства, пока не утвердится в своей истиной дхарме. Еще раз осмыслим, – что такое дхарма? В соответствии с законом, установленным Высшим Богом, следовать дхарме – значит вручить себя Богу. Это называется бхагавата-дхармой. /Бхагавата – ученик, преданный Богу/. Священный долг любого сознательного существа – предаться Высшей Личности, или Богу.

Человек по своей изначальной природе всегда склонен кому-то служить. Он не может не служить, и в этом заключается его личная дхарма. Человек должен хорошо осознавать, что его дхарма заключается в том, чтобы, в первую очередь, служить Высшему Существу. В таком служении проявляется его истинно духовная природа.

Если человек в своих мировоззренческих поисках поднимается до осознания того, что он должен, прежде всего, служить Высшей Личности, то такой человек рано или поздно достигает ступени совершенного освобождения – апаварги.

 

Истинное освобождение – это состояние свободы от тех временных, преходящих самоотождествлений, которые человек приобретает под влиянием материальной природы, апара-пракрити.

Как только материальные отождествления уступают место осознанию того, что собой представляет путь духовного освобождения и что такое истинное духовное знание, человек может существенно изменить свою эволюционную судьбу. Раньше или позже он обретает то, что ему предопределено, – свое естественное, или изначальное положение, положение слуги Кришны.

Если человек неуклонно следует путем трансцендентного служения Высшему Существу, то он достигает истинного совершенства, иначе говоря, утверждается в своей истинной дхарме.

В духовном мире Господь и Его слуги, дживы, не отличны друг от друга; их духовная природа – абсолютно едина. Долг каждого ученика, вставшего на путь познания, – осознать Верховного Бога, Кришну, и достойно служить Ему.

Только достигнув ступени истинного освобождения, апаварги, джива может понять свою изначальную расу, или тип взаимоотношений с Верховным Богом. Стадия, на которой джива осознает свою истинную сущность, свою природу, называется сварупа-сиддхи.

Всякое живое существо вечно связано с Верховным Богом определенными отношениями. Существует пять типов основных взаимоотношений между Верховной Личностью и отделенными от нее дживами: отношения нейтральные; отношения Господина и слуги; отношения родителей и сына; отношения друзей или братьев; отношения супругов или возлюбленных.

Все эти типы взаимоотношений называются расами. Достигнув своего духовного освобождения, джива получает знание о том, какова ее раса, то есть каков тип ее изначальных, сокровенных взаимоотношений с Высшей Личностью. Хотя Бога и дживу, преданную Ему, могут связывать, к примеру, отношения Господина и слуги, они оба находятся на одном уровне – уровне трансцендентности. Отсюда следует, что их духовная природа едина и абсолютна. Трансцендентное тело дживы не отлично от трансцендентного тела Господа. Достигнув освобождения, джива становится качественно равна Богу.

 

В мире Вайкунтхи все приспособлено для служения Верховному Богу. Служение Ему совершается в пяти различных расах, или трансцендентных взаимоотношениях. Все они только что были названы. В высшем, или совершенном мире все личности выполняют свои обязанности согласно своей исходной расе.

Таким образом, процесс служения дживы в его чисто духовной, изначальной форме сводится к постижению ею ее личностных взаимоотношений с Верховным Богом, или Ее Высшим Покровителем.

Процесс самопознания завершается обретением учеником уровня, называемого сварупа-сиддхи. Этот уровень предполагает осознание учеником своей истинной природы. Такое становится возможно только тогда, когда он неколебимо следует путем служения Божественной Личности, сознательно предав себя Ей. В этом заключается долг всякого живого существа.

Обретая природу, единую с Богом, ученик достигает высшей ступени совершенства – совершенства йоги.

Таким образом, соблюдение путником его истинной дхармы помогает ему достичь совершенства. Когда дхарма людей и других существ, населяющих Землю, приходит в упадок, то Кришна, Верховная Личность, нисходит в материальный мир. Иначе сказать, Бог спускается на Землю тогда, когда люди, как самые сознательные существа планеты, перестают служить Ему и бездумно предаются многочисленным мирским утехам и наслаждениям. Кришна приходит для того, чтобы, во-первых, поддерживать тех богочестивых и праведных людей, которые живут во все эпохи и времена, и, во вторых, чтобы наказать тех, кто совершает всевозможные злодеяния и преступления. Господь нисходит, наконец, для того, чтобы вновь утвердить Свои божественные принципы и постулаты.

Люди могут признать или отвергнуть ту или иную философию и доктрину, но пренебречь философией Верховной Личности они не могут. И наступает такой период в эволюции человечества, когда оно вынуждено подчиниться законам Высшей Природы, или законам Высшего Бога. Имя этого Бога – Кришна, или Вишну.

 

В чем заключается суть сознания Бога, или сознания Кришны? Она заключается в следующем – восстановить свое изначальное положение, или положение вечного слуги Бога

Кришна – это Верховный Бог, и Он может нисходить в материальный мир тогда, когда посчитает нужным это сделать. Одна из главных целей прихода Бога на Землю – утвердить среди людей законы высшей природы – пара-пракрити, или законы мира духовного.

Сознание Кришны – это вершина йоги. Эта йога связывает ученика со Всевышним. Поэтому, какими бы йогами ученик ни занимался, в конечном счете, он должен прийти к бхакти-йоге, или йоге воссоединения со Всевышним. Эта йога осуществляется благодаря практике преданного служения Богу. Бхакти-йога – это непреходящая духовная привязанность ученика к Высшей Личности.

В «Бхагавад-гите» сказано о трех видах йоги: карма-йоге, гъяна-йоге и бхакти-йоге. Карма-йога – это путь осознания Бога посредством посвящения Ему плодов своей деятельности. Это путь духовного совершенствования, на котором все делается ради Высшей Личности, а не для собственного удовлетворения, тем более не для собственной прихоти.

Гьяна-йога /джнана-йога/ – путь духовного осознания через чисто философские поиски истины. Джнани – это личность, которая стремится познать философию об Абсолюте и Истине посредством размышлений и изучения этой философии.

И, наконец, бхакти-йога – это преданное служение Верховному Богу.

Бхакти-йога – это высочайшая из йог. В Ведах сказано, что только после многочисленных своих рождений джива, наконец, обретает истинное знание – знание о бхакти-йоге и навечно предается Богу. В этом заключается бхагавата-дхарма.

Личности, обладающие совершенным знанием, называются в ведическом учении маха-бхагаватами.

Маха-бхагаваты стремятся находить признаки мира божественного везде и всюду. Они способны видеть любое существо и его проявления через призму его взаимоотношений с Верховным Богом, и они владеют полным знанием о стадии освобождения, или о конечной стадии – апаварге.

Итак, получить освобождение – это значит обрести свое исходное и самое естественное состояние. Истинная природа дживы есть сварупа.

Другими словами, сварупа – это изначальная, вечная духовная форма дживы, которая неизбежно проявляется в ее самых сокровенных и изначальных отношениях с Высшей Личностью, Шри Кришной.

Страниц: 1 2

Категории