PostHeaderIcon Совершенный принцип Варнашрамы(Према-Бхакти)

СОВЕРШЕННЫЙ ПРИНЦИП ВАРНАШРАМЫ

Откровение Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

16 июля 2001 года

г. Санкт-Петербург, Россия

/Запись начата в 2 часа 7 мин./  

Мои ученики! Цивилизация, некогда основанная на четырех варнах и ашрамах, сегодня нуждается в реорганизации. В результате того, что люди перестали следовать законам и предписаниям Божественной Личности, они стали деградировать.

Когда люди попадают под власть низших гун (страсти и невежества), они начинают вести неблагочестивый образ жизни и отходят от пути праведности.

Люди по-настоящему бывают счастливы только тогда, когда они являются членами совершенного, справедливого общества и когда правители этого общества руководствуются наставлениями и указаниями провидцев и духовников, то есть тех, кто обладает сознанием Божественной Личности.

Место человека в обществе, созданном на принципах варнашрамы, должно определяться не его происхождением, а его прирожденными способностями и талантами, а также успехом той деятельности, в которой он может проявить себя как квалифицированный и добросовестный работник.

Каждый государственный деятель, стремящийся овладеть непреходящими ценностями бытия, должен пытаться вводить и утверждать то общественное устройство, которое ему доверено провидением, самим Кришной. Если общество перестает следовать принципам варнашрамы, то оно деградирует и распадается.

Варна-ашрама-дхарма – это общественная система, которая создана Божественной Личностью, и, хотят того люди или нет, они не могут счастливо жить и действовать без созданной Кришной совершенной системы общественного устройства, при которой удовлетворяются духовные и материальные потребности всех и при которой все совершают свое служение Божественной Личности.

Материальные блага сами по себе значат немного, несопоставимо важнее удовлетворять духовные потребности и нужды людей. Удовлетворение чувственных запросов людей без развития их духовного сознания нередко приводит к печальным результатам.

Система общественного устройства должна обязательно учитывать духовные основы жизни. Только на духовной платформе может расти и расцветать любое общество, без нее оно чахнет, разваливается, как разваливается здание, лишенное прочного основания и фундамента.

Общественная система, которая способна удовлетворить как духовные, так и материальные потребности людей, является истинной и универсальной.

Образцом такой системы общественного устройства и является варна-ашрама-дхарма, пришедшая к людям из высшего источника – Ведического Учения. Самим Верховным Господом людям была предложена совершенная организация их труда и быта с учетом их первичных и вторичных и т.д. потребностей, нужд и интересов.

Главная причина бед и страданий людей – это нарушение ими великих, основополагающих, божественных законов. Когда люди усвоят главные постулаты Бога и постигнут Его законы, их страдания прекратятся.

Знание законов и предписаний Божественной Личности является залогом как духовного, так и материального преуспеяния любого индивидуума, общества, нации, государства. Но когда общество пренебрегает указаниями и наставлениями представителей Божественной Личности, провидцев и духовников, оно неизбежно деградирует

Общественная система варна-ашрама-дхарма прошла проверку на протяжении веков и тысячелетий. Цель варна-ашрама-дхармы – удовлетворить материальные запросы людей, обеспечив их всем необходимым, и предоставить им все возможности для их неуклонного духовного продвижения и последующего расцвета. В варна-ашрама-дхарме улучшаются условия существования всех людей, и они достигают материального и духовного прогресса.

Система варна-ашрамы основана на совершенном принципе. Место каждого члена общества определяется в варна-ашраме не его происхождением, а его личными качествами, способностями и талантами, а также спецификой его занятий и образом его действий. Невозможно создать справедливое, миролюбивое и процветающее общество, не учитывая этих важных составляющих.

Принцип деления общества на сословия, или общественные и духовные уклады, вечен. Он действует во все времена и эпохи. Да, он вечен, хотя формы разделения людей на классы могут быть различны. Классовость – это свойство всех общественных структур. Каковы же основные классы любой общественной структуры?

брахманы – класс интеллигенции, духовидцев и священников

кшатрии – правящий и военный класс

вайшьи – класс торговцев и предпринимателей

шудры – класс рабочих и слуг

 

Частичное или полное искажение положений варна-ашрама-дхармы привело к тому, что современное общество существенно деградировало. Люди утратили всякие представления о добре и справедливости, о мире и единстве. Люди Кали-Юги ведут ту деятельность, которая способствует неизбежному разрушению самих основ общества. До тех пор пока люди не признают то социальное устройство, которое разделяет человечество на четыре основных класса, фактически существующих в любом государственном устрое, они не смогут обрести здоровую и счастливую жизнь, и ни духовные ни материальные их запросы удовлетворяться не будут. Очень много значит осознание людьми особой роли класса интеллигентов, или класса духовных наставников, исполняющих функции мозга и сердца организма.

Без признания людьми изначального и самого естественного разделения общества на духовные и социальные уклады, а главное, следования определенным, четко установленным обязанностям, они не смогут обеспечить себя духовными и материальными благами. Они так и будут влачить жизнь обделенных, несчастных существ. Хаос и неразбериха будут царить в таком невежественном и потому больном обществе.

Очень важно, чтобы люди умели выполнять функции, отвечающие их прирожденным качествам и способностям и соответствующие роду их занятий. В целом, каждое из сословий должно преследовать одну и ту же цель: удовлетворение духовных и материальных потребностей конкретных личностей.

Для чего в обществе проводится классовое деление? Оно необходимо для того, чтобы направить энергию людей в нужное русло и чтобы избежать накладки в трудовых операциях. Распределение обязанностей между всеми членами, взаимоконтроль и взаимоподдержка позволяют действовать четко и слаженно. Такая организация труда считается наиболее разумной и отвечающей потребностям взыскующих, склонных к духовному обновлению и процветающих здоровьем людей.

Разумно организованное общество способно предоставить идеальные условия для формирования высокосознательных, продвинутых личностей.

 

Стоит также заметить, что различие в предназначении людей, наделенных теми или иными способностями и возможностями, предусмотрено изначально Божественной Личностью, и поэтому это никем не может быть изменено, а тем более отменено. Все те особенности, которыми обладают разные люди, делают их жизнь и деятельность поистине разнообразной и интересной. Люди рождаются со своими способностями и устремлениями, помогающими им развиться в гармоничную личность, и было бы неразумным не учитывать этого при введении их в ту или иную систему или общность. Мудрыми являются те правители, которые учитывают именно этот фактор и поручают людям только то, что соответствует их реальным способностям и возможностям.

Можно еще добавить, что различие в качествах, наклонностях и способностях людей связано с действием закона причинно-следственных связей, то есть закона кармы. И при создании какой-либо общественной структуры необходимо учитывать работу этого великого закона. Конечно, необходимо учитывать и действие законов целесообразности и соизмеримости, иерархичности и преемственности, а также работу такого закона, как закон свободы воли и выбора. Без учета этих мировых законов невозможно создать тот общественный строй, который смог бы удовлетворить всех его членов и помочь им познать вечные постулаты жизни.

Страниц: 1 2

Категории