О влиянии Саттва-Гуны и об истинном отречении(Према-Бхакти)
Многие ученики считают, что они миновали этап оскверненного материального служения и освободились от влияния трех гун. Но такое их ощущение обычно очень субъективно. И стоит Кришне изменить обстоятельства и поместить ученика в новые для него условия, как его обусловленность заявляет о себе новыми признаками невежества и вспышками страсти. Мыслимые и немыслимые проверки устраивает Господь время от времени дживе, чтобы дать ей осознать, каковы ее возможности и каково ее реальное положение.
Во дни Божьего Суда и Крещения Огненного дживы, принадлежащие к Расе Ариев, будут помещаться в непредсказуемые и нередко суровые обстоятельства. Им будут предлагаться самые неожиданные задания, чтобы они, завершая свою жизнь в условиях Пятой Расы, смогли выйти на уровень более совершенного существа – существа Шестой Расы. Помочь людям выйти из-под зависимости от гун – одна из задач, поставленных перед явителями и провозвестниками двух великих явлений – Божьего Суда и Крещения Огненного.
Обусловленность и ограниченность – вот характерные черты людей Кали-Юги. Даже люди, получившие благословение в форме святого имени, могут обнаруживать такие свойства и проявления, которые ясно указывают: они все еще находятся во власти гун материальной природы, и они в определяющей степени зависимы от них. Люди думают, что, приняв обет брахмачари и тем более выйдя на уровень отречения, получив санниасу, они становятся недосягаемы для воздействия гун. Но если, например, те же брахмачари и даже санниаси считают, что они проводят подлинное служение Радха-Кришне, а все остальные дживы пребывают в Майе, то это значит, что они сами попали под влияние гуны невежества, или тама-гуны.
Ступень отречения очень сложна, Мои бхакты. Истинное отречение заключается в том, что ученик проводит свое служение Божественной Личности, несмотря ни на какие препятствия и преграды. Только стойкий и последовательный бхагават способен на такое служение.
Ученик, достигающий ступени отречения, свободен от таких пороков и несовершенств:
подверженности самообману
склонности к осуждению
неспособности прощать
завистливости и подозрительности
высокомерия и самодовольства
склонности к насилию и захвату
непостоянства и неверности
склонности ко лжи и лицемерию
Бхакта, достигший ступени отречения, проходит достаточно серьезные испытания. Эти испытания он воспринимает как ступени духовного роста. И если подверженный гуне благости ученик теряется перед лицом опасности, то реализованная личность, маха-бхагават, благодарит Кришну за все преодоления и препятствия, которые сопровождают его на пути самопознания. Все отличие между учениками заключаются в том, что одни из них в смирении и самообладании встречают жизненные невзгоды и неудачи, а другие если и не прячутся от них, то в связи с ними все же склонны выражать свою досаду и даже свое неудовольствие. Такие ученики также не удовлетворяют Кришну. Поэтому те личности, которые практически свободны от влияния тама-гуны и раджа-гуны, но продолжают оставаться во власти саттва-гуны, не способны на истинно трансцендентное служение; и они так же, как другие пракрити-бхакты, нуждаются в своем освобождении.
Освобожденный ученик – это совершенный ученик.
Совершенный ученик – тот, кто:
- несмотря ни на что, посвящает себя ответственному и непрерывному постижению природы и форм Божественной Личности
- ни при каких обстоятельствах не уклоняется от принципов и канонов философии Божественной Личности
- глубоко осознает ценность высших этических постулатов
- способен твердо выполнять все обеты, способствующие росту духовности
- склонен беспрекословно следовать наставлениям и указаниям своего Гуру
Пример совершенного самоотречения – это санниаси; санниаси – это идеальный ученик и это истинный духовный учитель. Но даже санниаси может ниспасть, если он перестает осознавать значимость высших ценностей и если он начинает уклоняться от основных принципов служения Божественной Личности.
Спросят: что такое отречение?
Истинное отречение должно совершаться в сердце ученика. Принять обет отречения до обретения полного равновесия, – значит, нарушить принцип последовательного и постепенного продвижения по пути самопознания. Очень многие люди, вставшие на путь познания святых истин, имеют весьма искаженные представления о сути отречения.
Они не понимают, что цель обета отречения – это прежде всего постижение совершенного знания и культивирование в себе совершенных качеств. Вместилищем вечного, абсолютного знания и блаженства является Высшая Божественная Индивидуальность.
Сердце ученика, принявшего обет отречения, должно быть преисполнено нектара сострадания и сочувствия. Если ученик, приняв обет отрешенности от мира, становится носителем таких свойств, как высокомерие и надменность, завистливость и ревнивость, злопамятность и мстительность, то он теряет право называться учеником
15
даже в том случае, если он и удостоился высокого звания, например, брахмана, санниаси и даже бабаджи.
Итак, ученик, который достигает уровня трансцендентного служения Высшей Личности, обладает истинно возвышенными и благоносными качествами, а главное, он осознает великую ценность всех божественных постулатов. Такой ученик ни при каких обстоятельствах не предается унынию и чувству безысходности. Он не допускает необоснованных подозрений и праздных пересудов. И он способен воздерживаться от соблазнительного и даже просто приятного и не испытывает неприязни и к самому неприятному. Такой бхакта склонен согласовывать всю свою деятельность с предписаниями шастр и наставлениями своего Гуру. И он способен жертвовать всем ради Верховной Личности.
Ученик, жертвующий собой ради Верховной Личности и Ее последователей и сторонников, удостаивается милости на истинное продвижение, и, в конечном счете, он обретает вечную жизнь в лоне Господа Лакшми-Нараяны.
Если ученик, служа Божественной Личности, не становится возвышеннее и благороднее; если он не утрачивает ни ревности, ни завистливости, ни бахвальства, то он не заслуживает милости Господа и, значит, он не приближается к границам сужденного Царствия.
Тот, кто способен наносить обиды и оскорбления самым простым и обусловленным дживам, а нередко и верным служителям Бога, бхакгам и маха-бхагаватам, теряет право называться учеником. Источник духопреуспеяния всякого восходящего путника – это формирование в нем свойств и черт возвышенного существа.
Истинное посвящение ученика, Мои бхакты, обнаруживает себя тогда, когда он способен осознавать природу Божественной Личности и неколебимо следовать Ее предписаниям и канонам.
Ученик, пребывающий в гуне благости, как правило, устремлен к постижению высших знаний, и он способен проводить истинное служение Богу. Но в любой момент он может пошатнуться, ибо в нем еще не выработано прочное и устойчивое миропонимание, и он склонен пасовать перед трудностями. Благонамеренность и благодеятельность – это прекрасные свойства личности; но, обладая только ими, ученик все же не обязательно готов быть до конца преданным Гуру и тому пути, на который он встал, приняв покровительство Гуру.
Для достижения духовной реализации ученику необходимо воспитывать в себе совершенное самообладание, которое ведет к самоотречению. Только тогда, когда ученик способен обнаруживать подлинную неколебимость и самообладание, он достигает уровня отречения и становится совершенным.
Мои последователи! Достичь ступени саттва-гуны может только праведная личность, но для подлинного духовного раскрытия ученик должен подняться выше гуны благости. Он должен развить в себе устойчивость как ко всему благоприятному и благодатному, так и ко всему неблагоприятному и суровому. Другими словами, он должен духовно закалить себя, стать независимым даже от воздействия гуны благости.