PostHeaderIcon О влиянии Саттва-Гуны и об истинном отречении(Према-Бхакти)

О ВЛИЯНИИ САТТВА-ГУНЫ

И ОБ ИСТИННОМ ОТРЕЧЕНИИ

Откровение Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

7 июля 2001 года

 г. Санкт-Петербург, Россия

 /Запись начата в 3 часа 4 мин./

Мои ученики! Очень много людей, рожденных в Кали-Югу, находится под влиянием гунсаттвы, раджаса и тамаса. Именно по этой причине эти люди сохраняют те или иные свои привязанности и ведут весьма обыденный, приземленный образ жизни. Даже личности, ступившие на путь самопознания, могут испытывать разрушительное влияние трех гун, принадлежащих материальной природе, апара-пракрити.

Можно, осуществляя ту или иную деятельность, находиться в невежестве, страсти или благости, или же подняться на трансцендентный уровень, не подвластный воздействию вышеназванных гун.

 

Влияние гун на природу людей обычно смешанное. Один человек может находиться под преобладающим влиянием гуны невежества. А другой – под преимущественным воздействием гуны благости. В первом случае человек обладает только какой-то частью саттва-гуны, гуны благости, а во втором – он развил в себе состояние благости в определяющей степени.

Кали-Юга отмечена тем, что именно в ней очень многие люди находятся под доминирующим влиянием двух низших гун – тамаса и раджаса. Поэтому эти люди склоны заниматься теми формами деятельности, которые приносят им временное и далеко не полное удовлетворение, хотя субъективно они могут этого не ощущать. Только благодаря регулярному выполнению обязательного набора установленных Ачариями предписаний ученик может развить в себе подлинно высокое сознание и освободиться из-под влияния всех гун и даже гуны благости.

Под преобладающим влиянием саттва-гуны находится ученик, уделяющий внимание различным формам садханы. Но, тем не менее, для того, чтобы получить истинное освобождение, ученик должен постараться выйти из-под зависимости и саттва-гуны.

 

Некоторые ученики считают, что находиться в гуне благости – это предел их желаний. Да, как Я уже дал понять, влияние саттва-гуны – это, бесспорно, благое влияние на личность, и оно весьма значимо в ее духовном становлении. Тот, кто находится в гуне добродетели, обычно смирен, тактичен, уравновешен и покоен. Такой ученик помнит о том, что только по милости своего Гуру и Самого Кришны он имеет реальную возможность заниматься преданным служением. Ученик в саттва-гуне обычно совершает свои действия без сильных материальных привязанностей, без грубых страстей, без ненависти и агрессии. Такой ученик выполняет свои обязанности, свой долг с чувством повышенной ответственности, проявляя такие качества, как прилежание и преданность.

Личность, пребывающая в гуне благости, умеет в должной мере ограничивать свои потребности и запросы, и она способна глубоко осознавать, что Всевышний Господь – это источник всего и всех и что Он есть высшее Сознание.

Все это, безусловно, относится к высоким достижениям. Но, тем не менее, для ученика, который находится в саттва-гуне, важно не только пребывать в устойчивом умонастроении, но и ощущать состояние благости и даже блаженства. И он, понятно, испытывает дискомфорт в том случае, если встречает на своем пути серьезные преграды и препятствия. Такой ученик нередко сторонится всего, что может нарушить его равновесное состояние.

И он может, образно говоря, сложить крылья и даже отказаться от дальнейших шагов, в том числе и от тех, которые связаны с деятельностью в сознании Кришны и рассчитаны на то, чтобы вдохновлять обусловленных лжив на жизнь благочестивую и во всех отношениях праведную.

Пребывающий в гуне благости ученик практически постоянно нуждается в своей стимуляции со стороны тех, кто уже вышел на более высокий уровень постижения природы Кришны. Состояние благости, умиления и восторга – вот то состояние, в котором ученик, подвергшийся влиянию саттва-гуны, может чувствовать себя комфортно и надежно. Но стоит только жизненным обстоятельствам измениться не в лучшую для него сторону, как этот ученик начинает испытывать дискомфорт, который с течением времени может нарастать, и в результате чего у ученика могут появляться различные проблемы. И он уже не отличается внутреннем покоем и благодушием, которые отражаются на его лице, а пребывает в озабоченности, тревоге и даже в унынии, которые указывают на значительное влияние на него гун невежества и страсти.

Когда человек пребывает в смятении, озлоблении или негодовании и склонен оправдывать и жалеть себя и в то же время оскорблять и поносить других, то это верные признаки того, что он попал под влияние двух низших гунтамаса и раджаса, т.е. невежества и страсти.

Как показывает жизненный опыт многих людей, личности, пребывающие в гуне благости (саттва-гуне), очень часто, теряя свои мировоззренческие или психологические опоры, ниспадают. И они оказываются во власти энергий страсти и невежества. Эти люди становятся уже носителями неблагоприятных состояний – подавленности, уныния и даже нежелания жить.

Так, от возвышенного состояния – радости и восторга – человек может перейти к состоянию апатии, недовольства и раздражительности, если условия и обстоятельства его жизни меняются не к лучшему. Такой человек, как правило, преисполняется горечи, тоски и печали, и его нравственный, или моральный, кодекс может тоже претерпеть изменения.

Таким образом, само пребывание в гуне благости – это еще не освобождение. Ученик должен подняться на уровень, который выше саттва-гуны. Гуна благости – это качественный элемент материальной природы, и потому она также обуславливает живые существа, то есть делает их зависимыми от тех или иных обстоятельств жизни, а также от времени и места событий.

Когда же ученик освобождается от влияния всех трех /тама-гуны, раджа-гуны и саттва-гуны/, он становится уже мало зависимым, а в будущем практически не зависимым от их воздействия. Такой ученик теряет свою обусловленность, он приобретает свободу от материальных вериг, давлеющих над ним, и, следовательно, он поднимается над перипетиями и треволнениями материального мира.

 

Ученик, сумевший подняться на трансцендентный, недосягаемый для воздействия гун уровень, как правило, очень успешно совершает свое служение Верховной Личности, направляемый уже спонтанным влечением к Ней. Такой бхакта поистине независим от заземленных и несовершенных привязанностей. Он чувствует себя одинаково равновесно и спокойно и в счастье и в несчастье. Он способен выносить поношения и оскорбления, и он остается индифферентным к тому, почитают ли его, восторгаются ли им, или унижают его, порочат его деятельность. Такой ученик достигает той ступени, которая определяется понятием према-бхакти.

Према-бхакти – это уровень истинного отречения, отречения от всех земных пристрастий, искушений и соблазнов. На уровень према-бхакти поднимаются только те личности, которые выходят из-под власти природы материального мира, в котором работают свои законы, обуславливающие джив.

 

Таким образом, главная цель ученика, ступившего на путь самопознания, – это успешно пройти этапы материального служения Богу, оскверненного влиянием гун, и выйти на уровень трансцендентного служения, или служения в экстазе преданности.

Страниц: 1 2 3

Категории