PostHeaderIcon О начальном положении Бога, о трансцедентной форме Бога и об абсолютной истине(Према-Бхакти)

ОБ ИЗНАЧАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ БОГА,

 О ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ ФОРМЕ БОГА

И ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЕ

Откровение Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами  

14 июля 2001 года

г. Санкт-Петербург, Россия

 /Запись начата в 3 часа 15 мин./  

Мои бхакты! Господь Кришна есть Ишвара (Всевышний Господь). Положение ишвары, Всевышнего Господа, есть положение Высшего Сознания. И живые существа, и природа определяются как пракрити и являются энергией Высшего Господа, Ишвары. Являясь неотъемлемыми частицами Господа, живые существа, дживы, обладают сознанием. Джива сознательна, но другая пракрити бессознательна или обладает зачаточным, свернутым сознанием.

Джива-пракрити называется высшей, поскольку она наделена сознанием, как Господь. Но Господь – это высшее сознание. Такого сознания джива не являет. Живое существо, джива, определяется как высшая пара-пракрити – высшая природа. Материальная природа определяется как низшая природа, апара-пракрити.

Пракрити (и высшая и низшая) всегда находится под контролем Высшего Сознания, Ишвары. Господь осуществляет надзор над всеми своими энергиями: низшими (апара-шакти) и высшими (пара-шакти), а также над всей природой: низшей (апара-пракрити) и высшей (пара-пракрити).

Ишвара – это и есть Тот, Кто управляет всем и Кто контролирует все живые существа.

Когда джива заявляет о том, что она не находится под контролем, что она независима, то это неверно. Абсолютно все творение, и материальное и духовное, находится под контролем Верховного Сознания, Бхагавана. И все живые существа, находящиеся под надзором Всевышнего, приобщены к различной деятельности. Каждое существо совершает то, что ему предначертано. Джива может наслаждаться плодами своей деятельности, но может и страдать от них. Все вместе – и деятельность, и плоды деятельности – определяется понятием карма.

Карма – это закон природы; согласно закону кармы любая материальная деятельность, совершенная или несовершенная, рождает собой последствия, которые могут быть благими и неблагими. Карма – это закон причинно-следственной связи между действием и его последствиями. Если человек занят удовлетворением своих чувств и совершает действия только ради наслаждений их плодами, то согласно Ведам его называют карми.

 

Мои бхакты! Я уже сказал, Сознание Ади-Гуру – это Высшее Сознание. И Сознание Господа объемлет все тела живых существ, джив. Господь пребывает в каждом сердце каждой отдельной дживы в форме Сверхдуши, Параматмы.

Высший Господь, Параматма, пребывает в сердце каждой дживы о качестве ишвары, контролера, и в этом качестве Он дает дживе наставления и указания. Так, Он подсказывает ей, что ей нужно делать, какое решение ей нужно принять, какой поступок совершить и, наоборот, от каких действий ей следует отказаться или от чего ей надлежит освободиться.

Контролер-ишвара, обладающий высшим сознанием, может ограничивать дживу в чем-то, и, напротив, он может дозволять ей совершать то, что для нее необходимо.

 

И Господь и джива обладают сознанием. Но в отличие от сознания дживы, которое может быть искажено и осквернено, сознание Всевышнего трансцендентно, то есть чисто и совершенно. И поэтому, даже попадая в материальный мир. Господь способен являть совершенное и правильное мировоззрение. Ясность мировоззрения Бога и свидетельствует о том, что Господь неподвластен материальной природе, апара-пракрити, и что Он не попадает под влияние трех ее гунтамаса, раджаса и саттвы.

Когда джива находится в чистом сознании, в сознании Бога, то она согласует свои действия и поступки с ишварой-контролером. Но когда джива обладает искаженным и нечистым сознанием, то она действует по своему разумению, нередко являя при этом самоуверенность и бахвальство. Поэтому в первом случае джива будет удостаиваться благих плодов от своей деятельности, а во втором случае – неблагих, и значит, первая будет испытывать наслаждения, а вторая – страдания.

 

Для искаженного, материалистического сознания свойственны два положения:

1/ оно считает, что оно создает;

2/ оно полагает, что оно наслаждается.

В ведических же сочинениях дано понять, что джива в принципе не создает и не наслаждается, поскольку она является частицей Высшей Личности и полностью зависит от Нее. Поэтому можно принять во внимание то положение, что джива только сотрудничает. Роль творца и наслаждающегося играет Верховный Бог, Кришна, или Вишну. Все остальные живые существа исполняют роли Его помощников и сотрудников и в исключительных случаях – сотворцов, как, например, полубог Брахма, как наиболее продвинутые личности вишну-таттвы.

Всевышний Господь создает все и всех, и Он испытывает удовлетворение от Своего сотворения, а дживы, живые существа, лишь содействуют Богу в Его сотворении, которое лежит в основе Его непостижимых игр. Отсюда следует, что в служении дживы Верховной Личности заключается ее изначальная дхарма, или свадхарма.

 

Верховная Личность существует в трех аспектах: Брахмана, Параматмы и Бхагавана.

Брахман – это сияние, исходящее из трансцендентной формы Бога, которая определяется также понятием сат-чит-ананда-виграха.

Параматма – это Сверхдуша, которая обитает в сердце каждого живого существа: человека, животного, растения.

Бхагаван – это Тот, Кто обладает шестью достояниями: красотой, силой, славой, богатством, знаниями и отречением.

Все три аспекта в совокупности и составляют Того, Кто определяется понятием Верховный Господь.

 

В «Бхагавад-гите» сказано, что Верховный Господь – это законченное целое, которое вмещает в себя: Высшего Правителя, контролирующего живых существ (Ишвару), космическое проявление (пракрити), время (кала) и деятельность (карму). Все они, соединившись, представляют собой законченное целое, которое определяется понятием Абсолютная Истина.

Абсолютная Истина, как вытекает из вышесказанного, является Высшей Божественной Личностью.

Верховная Божественная Личность имеет и другое определение —Пурушоттама, Повелитель всего и всех.

Верховная Божественная Личность, кроме того, определяется понятием сат-чит-ананда-виграха. Оно означает: форма Вечности, Знания и Блаженства.

Сат – это вечность

Чит – это знание

Ананда – это блаженство

Виграха – это форма.

Таким образом. Высшая Истина является ничем иным, как Абсолютной Личностью. Эта Личность наделена вечностью (сат), знанием (чит) и блаженством (ананда), и Она пребывает в законченной форме (виграхе).

Все люди и все живые существа /звери, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, растения и даже кристаллы/ не бесформенны, и все они обладают сознанием или зачатком сознания. Например, кристаллы и растения обладают очень ограниченным сознанием. Звери и птицы обладают более расширенным и развитым сознанием.

Сама же Верховная Личность, создающая все творения и их формы, не может не иметь сознания и быть бесформенной. Верховная Абсолютная Истина, в конечном счете, является Личностью. Она является Высокоразумным, Вечным и Умиротворенным Существом, имеющим свою законченную Форму.

 

Господь имеет все, что Ему необходимо, и Он пребывает в завершенной форме. В Ведах сказано, что Бог обладает неограниченным могуществом и 64 личными качествами, все они описаны в вайшнавских сочинениях.

Вечная форма Господа является Его изначальным трансцендентным телом.

В отличие от живого существа Господь не меняет своей формы, своего трансцендентного тела. Он есть законченное и совершенное Целое. И между Его духовной сущностью и Его телом (формой) нет разницы. Живые существа, которые достигли освобождения, мукти, и которые непосредственно общаются с Господом, имеют такие же тела, как у Бога. Но дживы, которые оторвались от Бога и не признают ни Его имен, ни Его философии, ни Его деяний, обладают временными, к тому же несовершенными материальными телами, и они вынуждены менять эти тела из воплощения в воплощение.

Страниц: 1 2

Категории