PostHeaderIcon О Гунах – качествах материальной природы и о ступени Брахмы-Бхуты(Према-Бхакти)

 

И, наконец, рассмотрим, какое влияние оказывает на человека гуна благости, или саттва-гуна?

Сразу скажу, что стремление дживы к обретению высших, или трансцендентных, знаний указывает на то, что она находится под влиянием гуны благости. Человек, пребывающий в гуне благости, обладает многими добродетелями. Так, он незаносчив, уравновешен, учтив и сдержан в словах. Он не будет пытаться кому-то делать плохо, например, кого-то унижать, обижать, а тем более оскорблять и поносить.

Личность, пребывающая в гуне благости, склонна как-то объяснять и оправдывать даже не вполне благие поступки и действия, совершаемые другими людьми. Эта личность по обыкновению сочувственна, сострадательна и добродушна. Человек, достигший ступени, которая указывает на то, что он находится в саттва-гуне, обычно склонен оказывать помощь и делать подарки и подношения другим людям. Он бывает очень искренен в своих проявлениях заботливости и щедрости, но он вовсе не жаждет того, чтобы эти люди непременно отвечали ему взаимностью и одаривали его ответными знаками своего внимания.

Человек, оказавшийся во власти гуны добродетели, как правило, очень миролюбив и на редкость незлобив; он чист в своих мыслях и чувствах, и он искренне желает всем добра и блага. Ученик в гуне благости обычно немногословен, и он стремится выразить себя в своих добрых, общеполезных действиях, способствующих гармонизации и оздоровлению среды, которая его окружает. Любыми приемлемыми путями такой человек ищет возможности решить возникшие проблемы мирным путем, путем ненасилия, путем обоюдного соглашения. Человек, пребывающий в гуне благости, стремится восстановить истинно возвышенное, трансцендентное положение – положение личности, утвердившей себя на пути самопознания, пути постижения подлинных ценностей бытия.

 

Итак, благостное состояние – это, бесспорно, одно из высоких достижений ученика. И, тем не менее, вайшнавские Гуру и Ачарии считают, что саттва-гуна принадлежит к тем качествам материальной природы, пракрити, которые способны обусловить живое существо, иначе говоря, поставить его в зависимость от себя и тем самым затормозить его дальнейшее продвижение и прогресс.

Словом, даже благость, саттва-гуна, с определенного момента восхождения личности становится тормозом на ее пути. Попадая под влияние саттва-гуны, человек, безусловно, осознает свое истинное положение, и он способен устремляться к чистым и светлым знаниям, знаниям трансцендентным, имеющим отношение к науке о Боге. Но, к сожалению, ученик, пребывающий в саттва-гуне, нередко считает, что путь его личных поисков на этом завершается, ибо он достиг ступени истинного знания. И поэтому он приходит к выводу, что нет необходимости еще к чему-то стремиться и еще что-то познавать.

Обретя достаточно высокий уровень самопознания, ученик может испытывать состояние именно благодати, и даже блаженства. Это состояние, при котором ученик освобождается от соблазнов, пристрастий и скорби, указывает на то, что он достиг ступени, определяемой в ведических сочинениях как брахма-бхута. На этой ступени ученик может больше ничего не желать и ни к чему не стремиться. Но Кришна предупреждает: покой и умиротворение – это великое достижение, но этого недостаточно. Ученик должен посвятить себя вечному и совершенному служению Кришне.

 

Таким образом, достигнув трансцендентного уровня, джива познает природу Бхагавана, и ее сердце преисполняется восторгом. Джива утрачивает мирские привычки, устремления и влечения, и она начинает одинаково воспринимать удачи и неудачи, взлеты и падения, плюсы и минусы. С этой ступени своего продвижения она способна целиком посвятить всю себя преданному служению в его изначальной чисто духовной форме.

Когда ученик достигает брахма-бхуты, он по обыкновению радостен, благодушен и бескорыстен. Он истинно прекрасен в своих лучших порывах и устремлениях. Но если этот бхакта не занимает свой ум и свое сердце деятельностью ради Высшей Личности, то очень вероятно, что его вновь затянет болото приземленного существования. Вайшнавские Ачарии в своих сочинениях дают понять, что если ученик не находит своего окончательного убежища у стоп Верховного Бога, Ади-Гуру, то он может снова пасть, оказавшись в плену невежества и страстей.

 

Для дживы, намеревающейся следовать путем Истины, важно соблюдать два важнейших положения:

  1. устремляться к достижению трансцендентного уровня сознания;
  2. выполнять деятельность, способствующую достижению и поддержанию трансцендентного уровня сознания.

Нужно всегда помнить, что влечение к истинному и безупречному служению Высшей Личности – это изначальное и самое естественное желание сознательного существа. И это желание должно доминировать в дживе над всеми другими желаниями и намерениями, которые могут рождаться в ней и захватывать ее.

 

Итак, достигнув уровня брахма-бхуты, ученик должен продолжать усиленно заниматься трансцендентным служением Высшему Богу, Кришне, так как даже в этом случае для него имеется определенная опасность. Если ученик не осознает своей вечной и изначальной дхармы, свадхармы, то он может в любой момент потерять свои истинные достижения, не удержавшись на ступени брахма-бхуты.

В ведических писаниях не случайно дается понять, что брахма-бхута – это только предварительная ступень самопознания, и поэтому она не отражает собой законченной реализации.

 

Еще раз вникнем, чем характеризуется ступень брахма-бхуты?

На этой ступени ученик находит удовлетворение в самом себе; он ни на что не сетует и ничего не желает; он ни к чему не обращается и ни о чем не просит. Ученик полагает, что у него все есть и что ему ничего не нужно. Он считает, что достиг высшего состояния – состояния радости, восторга и благодати. И ему начинает казаться, что все другие люди ему уступают в главном, что они ниже его, так как они еще что-то ищут, на что-то надеются и к чему-то стремятся.

 

Сама по себе эта концепция ничуть не предосудительна, и тем более не ложна. Но, тем не менее, вайшнавские Ачарии советуют такому ученику двигаться дальше, если он желает достичь совершенства. Другими словами, ученику нужно выполнять непрерывное, всепоглощающее служение Господу и Его приближенным.

 

Благодетели и доброжелатели человечества дают понять: для дживы недостаточно осознать, что она изначально совершенна и вечна. Джива должна продолжать свою духовную деятельность, помня, что по своей природе она изначально подвержена падению. Если не занять себя возвышенной и достаточно интенсивной деятельностью ради Бога и всех тех, кто предан Его философии и Его деяниям, то нет никакой гарантии, что ученик, достигший ступени брахма-бхуты, не сорвется и не ниспадет вниз.

 

Харе Кришна!

Шрила Прабхупада – Сказал

/Запись завершена в 5 час. 46 мин./

Оглавление

Страниц: 1 2

Категории