PostHeaderIcon О Гунах – качествах материальной природы и о ступени Брахмы-Бхуты(Према-Бхакти)

О ГУНАХ – КАЧЕСТВАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ

И О СТУПЕНИ БРАХМА-БХУТЫ

Откровение Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами

1 июля 2001 года

 г. Санкт-Петербург, Россия

 /Запись начата в 3 часа 8 мин./  

Мои ученики! Материальная энергия, Майя, представляет собой одну из энергий Господа, которая может принимать формы трех аспектов – благости /саттва-гуны/, страсти /раджа-гуны/ и невежества /тама-гуны/. Энергия Майя подчиняется власти Верховного Бога.

Высшая энергия Бога, Йога-Майя, в отличие от низшей свободна от материальных примесей, или гун, – страсти, невежества и даже благости. Эта энергия Господа чиста и вечна, и ее называют ниргуной.

Понятие ниргуна относится также и к Верховной Личности, оно означает – «не имеющий материальных привязанностей». Кришна выше каких бы то ни было сугубо материальных, мирских привязанностей.

Господь нисходит в плотный мир при помощи Своей внутренней энергии, Йога-Майи, и Он не испытывает воздействия материальной природы, апара-пракрити. Кришна – сагуна, то есть Тот, Кто обладает духовными, или трансцендентными качествами. И в то же время Господь является, как уже было сказано, и ниргуной, поскольку Он не попадает во власть гун невежества, страсти и даже благости.

 

Верховная Личность имеет шесть трансцендентных достояний – знание, силу, богатство, могущество, красоту и самоотречение. Все эти достояния тождественны Богу.

Когда Шри Кришна нисходит в материальный мир, то Он проявляет эти свои достояния. Господь, не имеющий материальных привязанностей, сохраняет Свое сознание и Свое могущество, а также все другие Свои духовные сокровища в любых материальных условиях. Господь всегда остается неизменен.

Достояния Кришны неотличны от Него Самого, они вечны и трансцендентны, и Кришна не попадает под влияние трех гун. Поэтому Он является сагуной и ниргуной одновременно.

 

Спросят люди: что такое гуна?

Гуна – это атрибут материальной природы, или энергии /апара-пракрити/. В переводе с санскрита буквально означает «веревка». Воздействуя на природу дживы, гуны ставят ее в зависимость от себя и лишают ее связей с Божественной Личностью, иначе говоря, они выводят дживу из-под покровительства Высшей Личности. Итак, существует три типа гун:

тама-гуна – невежество, инертность, темнота

раджа-гуна – страсть, бурная деятельность, порыв

саттва-гуна – добродетель, благость, уравновешенность.

 

Когда материальная энергия Господа, апара-пракрити, проявляется на свет, то она распространяет себя в виде трех гун и воздействует на все сущее. Наделенная тремя взаимодействующими гунами материальная природа создает различные типы творений.

Разные формы материальных тел образуются в результате взаимодействия индивидуальной дживы, пуруши, с тремя гунами. Гуны определяют образ жизни, мышления и деятельности пуруши, которую они обуславливают, то есть, ставят в зависимость от себя. Находясь в зависимости от той или иной гуны, а нередко и от всех трех вместе, пуруша получает соответствующее материальное тело. Если пуруша оказывается под доминирующим влиянием саттва-гуны, она удостаивается саттвического тела. Если пуруша оказывается под преобладающим влиянием тама-гуны, то она получает не лучшее материальное тело.

Следует заметить, что на человека никогда не действует только одна гуна, а практически всегда – сочетание гун. Однако, в каждой человеческой природе какая-то из гун преобладает, например, тамас преобладает над раджасом, раджас – над саттвой, саттва – над тамасом.

 

Рассмотрим, какое влияние на людей оказывает каждая из трех гун. Начнем с гуны невежества.

Когда джива попадает под воздействие тама-гуны, то она как бы теряет волю и разум. Джива в гуне неведения отличается леностью, унынием, пессимизмом, склонностью к различным возбуждающим и одурманивающим средствам; для нее характерны инертность и вялость, а то и сонливость, неспособность трезво и разумно, а тем более мудро оценить обстановку и дать логическое обоснование тем или иным явлениям жизни. Ее оценки, как правило, субъективны и предвзяты.

Для человека, оказавшегося во власти тама-гуны, характерны самомнение и самодовольство. Он бывает то резок и груб, то равнодушен и апатичен. Личность, пребывающая в гуне невежества, склонна отрицать бесспорные истины, и ей трудно, практически невозможно увидеть даже то, что лежит на поверхности и является само собой разумеющимся. Озабоченность сугубо материальным, мирским благополучием, равнодушное, а иногда недоверчивое и даже отрицательное отношение ко всему тому, что несет благие перемены, особенно к духовным аспектам бытия, связанным с Личностью Бога, – вот характерные признаки влияния тама-гуны на человека.

 

Какое воздействие оказывает на личность раджа-гуна?

Человек, в природе которого доминирует эта гуна, как правило, подвержен самым разным страстям. Он бывает дисгармоничен и неустойчив, ибо пытается делать то одно, то другое. Его сбивают с толку различные проблемы жизни, из которых он обычно не может выйти достойно.

Человек в гуне страсти подвержен разным сторонним воздействиям, и потому его точка зрения постоянно колеблется: он принимает то одно, то другое решение, и не в силах осознать, что же для него важнее. Как правило, такой человек жаждет успеха, славы, удовольствий и праздников. Ему не присущи ни самообладание, ни выдержка, ни спокойствие, ни рассудительность. Он весь в порывах, весь во власти своих необузданных, бурно проявляющих себя чувств. И проходит не один десяток лет, пока человек остынет и остепенится. До самой старости он может «чудить» и «выкидывать коленца». И разве только на пороге своей смерти он может, наконец, осознать, что его природа так и не была сгармонизирована и что он так и не достиг даже общеобязательной нормы. Этот человек может, конечно, испытывать что-то вроде угрызений совести, но, к сожалению, большинство из таких людей уходит из материального мира, так и не осознав, что они были лишены очень многих благ и щедрот, были обделены всем тем, чем в полной мере владеют разумные существа, которые не подвержены страстям и неблагим порывам.

 

Попадая под влияние материальной энергии, гуна-майи, джива деградирует. В первую очередь, затемняется ее сознание. Забывая о своей духовной природе, пара-пракрити, джива самонадеянно отождествляет себя с материальным телом. И она считает материальную энергию (гуна-майю) полем всей своей личной деятельности. Джива начинает приписывать себе всю деятельность, совершаемую ею в материальном мире.

Индивид, пребывающий в материальном сознании, как правило, действует в отрыве от сознания Абсолютной Личности. Именно он считается обусловленным, то есть не свободным. Но тот, кто начинает признавать Абсолютную Личность и Ее каноны и следовать им, принципиально меняет тип своего сознания. Материальное сознание такого индивида постепенно переходит в сознание Божественной Личности. И, следовательно, он выходит из-под власти материальной энергии, гуна-майи, становясь трансцендентным, или независимым по отношению к ней.

Тот, кто занимается бхакти-йогой, становится ниргуной, – сущностью, неподверженной влиянию материальной энергии, гуна-майи.

Таким образом, вернувшись к своему изначальному положению и перестав приписывать себе все свои действия, ученик обретает сознание Ади-Гуру, и он достигает того трансцендентного уровня, на котором гуны материальной природы перестают оказывать на него свое воздействие.

Страниц: 1 2

Категории