PostHeaderIcon О Дживе — Пара-Пракрити и о Дживе-Бхуте(Према-Бхакти)

О ДЖИВЕ — ПАРА-ПРАКРИТИ

И О ДЖИВЕ-БХУТЕ

Откровение Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами

17 июля 2001 года

 г. Санкт-Петербург, Россия

/Запись начата в 2 часа 15 мин./  

Мои ученики и последователи! Живое существо, считающее себя частью Духовного творения и отринувшее вериги материальности, называют пара-пракрити. Являясь по сути одной из энергий Верховного Господа, это существо является Его неотъемлемой частицей. Источник всех энергий, Кришна, заключает в себе самые разные энергии; все они подчиняются источнику энергий – Верховной Личности. Когда джива, относящаяся к категории пара-пракрити, попадает под влияние авидьи (внешней энергии Господа), она забывает о своей истинной Природе и начинает вести разгульную и никчемную жизнь.

 

Изначально джива – это то живое существо, которое в качественном отношении тождественна Господу и которое обладает чистым сознанием Господа, поэтому ее называют пара-пракрити. В Ведах эта джива называется также пара-шакти. Такая джива есть чистая душа, осознающая свое изначальное «я» и отождествляющая себя с духовной природой, пара-пракрити. Стоит особо отметить, что высокосознательное существо, джива, и сама духовная природа определяются одним и тем же понятием – пара-пракрити.

Как уже было сказано, джива предает забвению свои чистые отношения с Богом и отождествляет себя с материальной природой, апара-пракрити, под влиянием внешней энергии Кришны, авидьи.

И именно по той причине, что отделенное от Кришны существо, джива, имеет врожденную склонность попадать под влияние внешней энергии Кришны, авидьи, она не может быть равна Источнику энергий, Бхагавану. Отделенная от Кришны джива играет роль Его слуги, Его неотъемлемой частицы. И в то же время природа дживы в качественном отношении может быть равна Кришне – Источнику.

Джива помнит о своей качественной, тождественной Богу природе до тех пор, пока не попадает под воздействие Его внешней энергии, авидьи. Как только это происходит, с этого момента начинается падение дживы, и, в конце концов, она оказывается в невежестве. Падшая джива начинает отождествлять себя с материей и считает сферой своей личной деятельности материальную природу, апара-пракрити. Так джива из пара-пракрити становится апара-пракрити, или, по-другому сказать, джива-бхутой.

Несмотря на то, что джива отделяется от Господа и предает забвению свое чистое состояние, прему, и свои чистые отношения с Верховной Личностью, Господь в форме Сверхдуши, или Параматмы, всюду сопровождает дживу, пребывая в ее сердце; и когда джива испытывает неподдельные душевные страдания, то Господь в аспекте Сверхдуши готов защитить дживу и избавить ее от всевозможных страданий и невзгод.

 

Итак, Господь – это Охранитель всех живых существ, всех энергий и их бесчисленных проявлений. И Господь способен предотвратить многие несчастья и беды, которые обрушиваются на дживу. Возникает вопрос: почему же тогда джива попадает под влияние соответственной энергии Бога и начинает деградировать? Этого, казалось бы, не должно быть. Да, не должно, но, тем не менее, бесчисленное количество джив пребывает в гуне невежества и близкой ей по сути гуне страсти.

Когда начинается падение дживы? Падение всякого живого существа начинается тогда, когда оно, одолеваемое ложным желанием обрести свою независимость, предает забвению свои божественные, безупречные отношения с Господом и оказывается под влиянием внешней энергии Бога. Эта энергия порождает три качественных атрибута материальной природы, – тама-гуну, раджа-гуну и саттва-гуну. Три гуны материальной природы, апара-пракрити, проявляются для того, чтобы обусловить и дезориентировать живые существа и в результате отвлечь от всего истинного и божественного. Так, оказавшись в материальном мире, дживы запутываются в тенетах несовершенной, мирской деятельности и начинают вести жизнь павших существ, или джив-бхут.

Находясь в обусловленном состоянии, джива начинает вести борьбу с 16 материальными элементами. Как свидетельствуют ведические писания, воплотившись, живое существо вступает во взаимодействие с материальными элементами, которых насчитывается шестнадцать, и подвергается влиянию трех гун материальной природы. Когда гуны материальной природы приводят в возбуждение сознание дживы /жизненную силу, пребывающую в ней/, то появляется тонкое тело дживы, состоящее го ума, объектов чувств, пяти познающих чувств и пяти органов чувств, которые предназначены для деятельности в условиях материального мира.

Итак, живое существо вступает во взаимодействие с 16 материальными элементами и попадает во власть трех гун материальной природы. Джива и 16 материальных элементов, соединившись, образуют то, что на санскрите обозначается понятием джива-бхутой, то есть обусловленным и деградирующим существом. И это падшее существо ведет ожесточенную борьбу с 16 элементами за свое существование в материальном мире.

 

Желания, таящиеся в тонком теле дживы /тонкое тело состоит из ума, интеллекта и эго/, невозможно осуществить без ее плотного тела, которое строится из материальных элементов: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Пока джива не получила плотного тела, она не может жить и действовать в условиях материальной природы и взаимодействовать с гунами, ее качественными элементами. Но как только джива получает плотное, материальное тело, так начинается ее жизнь и деятельность в мире материи.

Воплощенная джива, как уже было сказано, отождествляет себя с материальной природой, апара-пракрити, и поэтому она также называется апара-пракрити. Обусловленное существо напрочь забывает о Высшей Личности и о своих безупречных отношениях с Ней. Но когда джива встает на путь самопознания и постигает незыблемые принципы Бога, то она постепенно вспоминает свои изначальные отношения с Богом и освобождается из-под зависимости гун материальной природы. В конце концов, дживу перестает беспокоить деятельность ее плотного и тонкого тел, а также все последствия этой деятельности.

Когда живое существо входит в сознание Высшей Личности, оно перестает отождествлять себя с плотным (материальным) телом и с его тояьностью, которая также порождена внешней энергий Бога, авидьей. Как только джива начинает животворить в своем духовном теле, она поднимается над деятельностью плотного и тонкого тел.

 

Когда бхакта, совершенный ученик, занимается преданным служением Высшей Личности, он прибегает к деятельности духовных органов и чувств, и он использует при этом свое духовное тело, которое идентично трансцендентному, или духовному телу Господа. В этом случае деятельность двух других тел хари-бхакта /тонкого и плотного/ значителъно снижается.

Цель всякого существа – достичь той ступени, на которой заканчивается деятельность его грубой и тонкой природы и начинается деятельность его духовной природы, пара-пракрити. Такое существо называется соответственно пара-пракрити, или пара-шакти.

 

Отправляясь в духовный мир, джива оставляет и плотное и тонкое тела. Она входит в мир Вайкунтхи только в своем трансцендентном, или духовном теле, и она удостаивается прибежища у лотосных стоп высшего Божества и преданных Ему бхакт, которые все без исключения имеют чисто духовные тела. Место, где пребывает Высшее Божество, называется Сокровенной Обителью, или Лотосной Дхамой.

 

Личности, признающие только безличный аспект Господа, Его Сияние – Брахман, тоже попадают на небеса Вайкутнхи. Но они удостаиваются не самой Обители Бога, а Его духовного сияния, джьоти, которое исходит от трансцендентного тела Господа.

Страниц: 1 2

Категории