PostHeaderIcon О Дхарме и о главных направлениях общества(Према-Бхакти)

 

Если люди вступают в брак, в котором половые отношения регулируются и ограничиваются, то им не грозит духовная деградация, их не ожидает падение. Супруги, овладевшие определенными знаниями, способны своевременно и сознательно контролировать свои чувственные наслаждения и подчинять их решению более высоких задач.

Супруги-грихастхи осознают, что главная цель мужчины и женщины в брачном союзе – это зачатие детей с высокими врожденными качествами и способностями и воспитание этих детей в сознании Господа. Предназначение супругов в их семейных узах – это оказывать друг другу самую действенную и своевременную помощь в выполнении их конкретных обязанностей перед Богом, перед их родными и близкими и перед всеми другими людьми.

Грихасхта-ашрам налагает на супругов-грихастх особую ответственность за правильное зачатие и правильное воспитание их будущих детей, которые подобно своим родителям должны будут следовать принципам и канонам Верховной Личности.

Высшая задача варна-ашрама-дхармы – постепенно отвести людей от привязанности к соблазнам и искушениям материального мира и подвести их к осознанию необходимости вести жизнь подлинно духовную, и в идеале полностью подготовить себя к отрыву от жизни в материальной среде.

В варна-ашрама-дхарме существует такой ашрам, который готовит супругов не только к расставанию друг с другом, но и к последующему отходу от жизни в мире плотном. Этот ашрам называется ванапрастха. Ванапрастха-ашрам – ашрам особой значимости. Вступив в фазу ванапрастхи, супруги (обычно это делают супруги, достигши примерно 50 лет) принимают решение отойти от обычных семейных и производственных дел. Они стараются использовать любую, возможность для того, чтобы глубже и основательнее постичь непреходящие ценности бытия.

В этот период своей жизни сознательные супруги целиком погружаются в изучение философии и этики Бога. С целью своего духовного просвещения и познания они совершают паломничества по святым местам, посещают тиртхи и храмы, и знакомятся с жизнью и деятельностью истинных подвижников духа, людей праведных и благочестивых.

И, наконец, в последнем ашраме – санниасе – супруги расстаются; они оба становятся на путь отречения. На этом уровне супруги постигают подлинную ценность тех или иных аскез и ограничений. В этом ашраме у них может открыться способность распознавать свою истинную сущность чистым умом и наслаждаться трансцендентным блаженством с помощью своих утонченных, очищенных чувств. Таким образом, укротив свои несовершенные чувства и свой мятежный ум, супруги, пребывающие в отречении, способны постигать новый тип наслаждений – наслаждений, связанных с духовным аспектом бытия.,

Истинно возвышенные и утонченные наслаждения доступны только подлинным йогам, личностям, достигшим уровня спонтанного служения, или спонтанной преданности – рага-марга-бхакти. На этом уровне сознательные существа испытывают подлинно духовное счастье. Необходимо понять, что духовное счастье можно обрести только в том случае, когда все материальные и несовершенные чувства поставлены под полный контроль, и когда они уступают свое место чувствам и проявлениям высшей категории. При помощи высших и совершенных чувств люди обретают подлинное видение сущности мира духовного.

 

Рассмотрим последние из четырех направлений, имеющих место в развитии всякого цивилизованного общества; оно определяется понятием мокша. Мокша – это ступень освобождения.

Предназначение истинного общества – подготовить людей к переходу из материального мира в мир духовный. Только тот, кто занят деятельностью, посвященной Высшей Личности, в будущем получает Ее милость на свое освобождение от тех обязанностей и долгов, которые предназначены для людей, воплощенных на Земле.

 

В ведических сочинениях сказано, что имя Господа Кришны имеет особое значение: Криш – означает «повторение рождений», а на – значит «тот, кто прекращает их». Прекратить все наши рождения в материальном мире может только Высший Бог, Кришна.

Человек, вставший на путь самопознания, должен знать, что всему материальному рано или поздно приходит конец. Приходит конец всем поискам и достижениям, которые связаны с удовлетворением материальных и несовершенных чувств и желаний человека. Только деятельность в сознании Кришны непреходяща и вечна.

Люди могут в очередной раз спросить: что такое деятельность в сознании Кришны? Деятельность, которая основывается на высшем знании, связанном с именем и философией Верховного Бога, и есть деятельность в сознании Кришны. Только эта деятельность способна помочь человеку освободиться из тенет материальной природы и достичь ступени, которая определяется понятием мокша.

Тому, кто оказался вовлечен в сансару (круговорот рождений и смертей), не гарантировано, что в следующей жизни он получит возможность родиться в человеческой форме. Очень может быть, что в силу разных причин, главным образом, кармических, человек получит тело животного, например, собаки, кошки или оленя. Все зависит от характера совершаемой или когда-то совершенной им деятельности.

Из жизни в жизнь человек рождается, испытывает страдания или наслаждения, а нередко то и другое попеременно или вместе, и затем, умерев, уходит с Земли до следующего своего воплощения. И круговорот рождений и смертей может длиться сколько угодно долго. Поэтому в ведической литературе материальный мир назван мритью-локой – планетой смерти. Только тогда когда личность становится на путь познания непреходящих ценностей бытия, она получает возможность не рождаться в мире плотном.

Поскольку для человека, родившегося на Земле, смерть неизбежна, то у него только один выход – успеть подготовить себя к тому, чтобы не рождаться на Земле и не проходить тех жизненных фаз, которые связаны с постепенным старением и разрушением материального тела.

Итак, цель ученика, вставшего на путь познания, – вырваться из круга сансары. Это позволяет осуществить только тот путь, который связан с постижением имен, форм, деяний Высшей Личности, Кришны. Но мало исследовать эти ключевые понятия, необходимо занять свой ум и свои чувства трансцендентным служением Кришне и Его вечному окружению.

 

Таким образом, наилучшее общественное устройство – это то, которое дает возможность всем его членам достичь духовной реализации посредством исполнения каждым человеком предписанных ему Всевышним и кармой обязанностей. Система четырех варн предоставляет возможность для восстановления духовных связей между людьми, входящими в данное общество. Со временем, когда люди, укрепившие свое положение в той или иной варне, смогут уже постигать азы духовной науки, науки о Боге, им предоставляется благая и незамедлительная возможность войти в определенный ашрам.

Варна-дхарма и ашрама-дхарма – это два типа дхарм, которые взаимно дополняют друг друга, и в совокупности они представляют собой совершенно цельную и гармоническую систему, позволяющую человеку постепенно отойти от несовершенного образа жизни, связанного с его служением миру материи и его явителям, и посвятить себя высокому служению Изначальному Богу.

Занимая свое положение в системе варн, личность выполняет предписанные ей Свыше обязанности и восстанавливает свои духовные связи с Верховным Богом и всеми другими людьми, входящими в это общество. Благодаря этому у человека значительно ослабевает влечение к миру материи, а вместе с этим возрастает влечение и любовная привязанность к Высшему Богу и к духовным сферам Бытия.

Страниц: 1 2 3 4

Категории