О Дхарме и о главных направлениях общества(Према-Бхакти)
О ДХАРМЕ И О ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ОБЩЕСТВА
Откровение Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура
18 июля 2001года
г. Санкт-Петербург, Россия
/Запись начата в 1 час 19 мин./
Мои ученики и последователи! В Ведической философии имеются четыре основных направления, по которым идет развитие общества, базирующегося на критериях варна-ашрама-дхармы. Эти направления таковы:
- религиозное и духовно-нравственное развитие /дхарма/;
- экономическое благополучие общества /артха/;
- принципы, регулирующие чувственные наслаждения /кама/;
- духовное просвещение общества, ведущее к освобождению /мокша/.
Рассмотрим хотя бы в общих чертах, что представляет собой каждое из этих направлений.
Итак, дхарма. Ведическая философия сообщает о том, что потребность в питании, сне, размножении и самозащите /обороне/ в равной мере свойственны животным и человеку. Но дхарма – это привилегия человека.
Спросят люди, – что такое дхарма? Самое простое определение дхармы заключается в следующем – это следование законам Высшего Божественного Существа, или Всевышнего. Следовать законам Бога, или дхарме, – значит вручить себя и свою жизнь Богу. Ведические сочинения дают исчерпывающие сведения о том, когда и каким образом можно предаться Богу, чтобы в результате занять положение бхагавата-дхармы, то есть стать явителем безупречной, совершенной дхармы, способным пробуждать огромное число джив.
Долг каждого человека, вступившего на путь ученичества, – осознать мировоззренческую концепцию Высшей Божественней Личности, и, невзирая ни на какие обстоятельства и условия материальной жизни, преданно служить Ей.
Дхарма – это самое естественное и благотворное поведение человека. Выполняя свои обязанности перед Богом и перед людьми, всякая пробужденная личность совершает свое неуклонное восхождение по лестнице, состоящей из великого множества ступеней. Эта лестница ведет к обители Всеславного Бога, имя которого Кришна, или Вишну.
Главным образом, из-за своего невежества люди жестоко страдают и терпят большие неудачи. Только обретя совершенное знание, люди начинают понимать, каково их истинное положение, кто такой Бог и каковы их взаимоотношения с Ним. И только в этом случае страдания оставляют их.
Высшая цель жизни существа, которому дана человеческая форма, заключается в следующем:
- познать Абсолютную Истину, олицетворением которой является Высшая Божественная Личность;
- удовлетворить Высшую Божественную Личность своим любовным и бескорыстным служением Ей.
В исполнении этих двух наиважнейших положений заключается истинная дхарма всякого существа, имеющего обличье человека.
Главное предназначение любой восходящей личности – отыскать источник всего, или причину всех причин. Источником и первопричиной всего сущего является Высшее Божество, которое воплощалось на Земле под именем Кришна. Так трактуют Веды.
Вершина знания – это преданность Кришне. В этом заключается основное и изначальное знание. Встав на путь самопознания, путь постижения бесспорных истин, и предавшись Верховному Богу, можно обрести полное, или абсолютное знание и достичь совершенства.
С чего начинается постижение Кришны? Постижение Высшего Бога начинается со шраванам (слушания повествования о Кришне из «Бхагавад-гиты» и других вайшнавских книг) и киртанам (прославления Кришны в процессе повторения Его святых имен). Как только ученик начинает совершать шраванам и киртанам, он начинает эволюционировать очень успешно.
Таким образом, для того, чтобы духовное продвижение ученика проходило успешно, он не должен забывать: Кришна – это высший, или верховный авторитет. Для тех, кто не способен принять это важнейшее положение ведической философии, путь познания становится труден. Кроме того, очень важно, чтобы на пути духовного совершенствования ученик также понял и другое – необходимо признавать авторитет и того, кому открылась Абсолютная Истина и кто верно служит Кришне. Такая личность является представителем Бога, Его подлинным посланником. Все представители и посланники Бога обладают Его сознанием, и потому они способны понимать истинную природу событий и явлений.
Таких людей называют также вечными спутниками Кришны. Вечные спутники Бога – это не обычные дживы. Они совершенны и возвышенны потому, что в своих прежних инкарнациях прошли школу жизни через физическую и духовную аскезу. Пройдя практику многих воздержаний и различного типа ограничений, они получили возможность стать приближенными Кришны, Его верными друзьями, Его неизменными спутниками.
Итак, какова цель духовных поисков всякой устремленной к Истине личности? Она заключается в следующем – осознать свою подлинно духовную природу и свои изначальные, сокровенные отношения с Высшим Богом. Это становится возможно только тогда, когда ученик искренно и преданно исполняет свои обязанности перед Богом и Его вечными спутниками.
Совершенная, трансцендентная энергия Господа, чит-шакти, состоит из Его вечных спутников. Вечные спутники относятся к категории шакти-таттв, другими словами говоря, они являются непосредственными экспансиями Радхи и Кришны.
Коснусь второго направления – артхи, или экономического развития. Если люди будут осознавать, что все принадлежит Богу, Бхагавану, и неуклонно следовать Его предписаниям, то экономика того общества, членами которого они являются, будет развиваться очень успешно.
Экономическое благосостояние людям необходимо для того, чтобы они могли удовлетворять свои чувственные потребности и желания, главным образом, те, которые связаны с потребностями их физического тела. Понятно, что экономическое обеспечение личности влияет и на ее моральное и духовное продвижение, так как все взаимосвязано.
Если человечество придет к праведной, соответствующей всем высшим законам деятельности, то это позволит ему достичь высшего экономического развития. Хотя большинство людей пока не в состоянии это понять и принять за основу своей жизни и деятельности.
Экономические кризисы стали характерной чертой практически всех существующих в настоящее время государственных систем, известных на Земле. Эти кризисы разрушают и губят современные общества.
Общество не считается цивилизованным, если в нем не решается хотя бы одна из четырех основных задач, и главным образом экономическая. Экономическое развитие государства позволяет обеспечить потребности людей, связанные с различными их запросами и нуждами.
Какому классу отведена роль экономического обеспечения общества? Это класс земледельцев, предпринимателей, торговцев, фермеров. Он определяется понятием вайшьи. Очищение и возвышение людей в системе вариа-ашрама-дхармы идет одновременно с последовательным удовлетворением их материальных запросов и потребностей. Задача вайшьев – в первую очередь, производить пищу и товар широкого потребления. Земледелие, ремесленничество, коммерция – таковы обязанности людей, принадлежащих к классу вайшьев.
Экономика не может быть устойчивой и надежной, если она базируется на нечестных методах и принципах, особенно на принципах, связанных с наживой любой ценой. Задача вайшьев: производить товары широкого потребления и пищевые продукты, не допуская нарушения законов, мошенничества и преступности во всех ее видах. То есть земледельцы, ремесленники и торговцы должны действовать согласно разработанным ачариями критериям варна-ашрама-дхармы. Эта задача определена для вайшьев самим Богом и дана им законом Кармы.
Здоровый подъем экономики общества происходит тогда, когда класс, отвечающий за решение экономических задач, признает каноны Божественной Личности и стремится на базе их в полной мере удовлетворить потребности и запросы людей, исповедующих принципы варна-ашрама-дхармы. Каждый человек, привлеченный к решению экономических задач, должен осознать, что без духовной ориентации на конечную цель – освобождение, невозможно достичь успешного экономического развития и тем более расцвета.