PostHeaderIcon На пути самопознания(Према-Бхакти)

НА ПУТИ САМОПОЗНАНИЯ

(II Откровение Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура)  

14 ноября 2000 г.

 г. Пури, Индия

 /Запись начата в 15 час. 7 мин./ Мои ученики! На пути самопознания очень важно иметь общение с теми, кто устремлен к познанию изначальных истин, особенно с продвинутыми в духовном отношении личностями. На санскрите это определяется понятием садху-санга. В Ведах сказано, что любовное, бескорыстное служение Верховной Личности формируется в дживе, главным образом, благодаря садху-санге, то есть ее общению с теми возвышенными личностями, которые относятся к разряду маха-бхагават, или хари-бхакт.

Кришна-према возрастает в дживе благодаря садху-санге. Садху-санга – это милость Верховной Личности, и ее удостаивается только истинно взыскующий ученик, всецело устремленный к постижению науки о Божественной Личности.

Поэтому исключительным по важности считается общение с теми вайшнавами, которые относятся к категории махатм и парамахамс.

Гуру и Ачарии, принадлежащие к Гаудия-Вайшнавизму, придают особое значение практике арчаны, или ритуальному поклонению Божествам в храме. И в то же время именно они уделяют большое внимание исследованию философии Верховной Личности. Духовные наставники человечества, его истинные доброжелатели и благодетели, полагают, что чрезмерное увлечение ритуалами и церемониями может заслонить и даже вытеснить трансцендентный образ Бога, лишив ученика возможности приобщиться к его вечным играм, лилам.

Неукоснительное соблюдение ведических обрядов становится не обязательным для того, кто приобрел истинно духовное осознание и, что особенно важно, воспитал в себе качества просветленной личности. Или хотя бы личности, неизменно устремленной к постижению высшего Идеала и серьезно работающей над обретением правильного, четкого мировоззрения.

Поднимаясь на трансцендентный уровень восприятия мира, ученик постепенно освобождается от необходимости выполнять принятые уставом ритуалы и церемонии. Истинное достижение маха-бхагавата, личности совершенной, – это не столько строгое выполнение ведических обрядов, сколько любовное, всепоглощающее сообщение с Верховной Личностью, Ее неизменным окружением и всеми другими Существами, преданными Ей.

Не обретшие духовного вкуса и духовных устремлений люди нуждаются в садхане, содержащей в себе комплекс обязательных для ученика правил и ритуалов. Но тот, кто постепенно освобождается от неблагих пристрастий и пороков и кто утверждается в просветленном, экстатическом состоянии сознания, достигает ступени совершенства.

Занимая свое истинно духовное положение, такой бхакта способен давать каждому взыскующему лучшее наставление, которое заключается в следующем: постижение науки о Кришне и пробуждение в себе сознания Кришны. В таком умонастроении идеальный ученик, вишну-бхакта, сможет вызволить множество самых разных джив из плена материальности.

Господь Кришна сказал: «Исполняя предписанные обязанности, преданный должен поклоняться Божеству до тех пор, пока не ощутит Мое присутствие в своем сердце и в сердцах всех остальных существ.»

Таким образом, не очень сведущие в духовных истинах люди должны исполнять свои религиозные обязанности /в том числе связанные с обрядами и ритуалами/ в соответствии с указаниями, содержащимися в ведических предписаниях. И они должны неукоснительно практиковать методы духовного совершенствования, разработанные Ачариями их эпохи. Те же личности, которые уже достигают стадии экстаза преданности, постепенно освобождаются от выполнения правил и ритуалов, в обязательном порядке установленных для учеников-неофитов.

Иными словами, тот, кто ощутил присутствие Кришны в своем сердце и кто способен видеть Господа в сердцах всех других существ, может не всегда, а лишь по внутреннему позыву и побуждению придерживаться стандарта храмового поклонения.

Стандарт храмового поклонения разрабатывается с древности наиболее просветленными личностями, главным образом, Гуру и Ачариями, – с целью помочь людям той или иной эпохи выйти на уровень трансцендентного служения. Но когда цель достигнута и когда эволюционная задача решена, то сама собой отпадает необходимость строго следовать установленному Ачариями стандарту.

Ученик, подверженный влиянию стихий невежества и страсти, должен точно выполнять предписанные ему обязанности, в том числе и те, которые связаны с ритуальной стороной храмового поклонения. Но бхакта, обладающий кристально-чистым сознанием Бога, со временем освобождается от постоянного ритуального поклонения Богу, представленному в образе мурти. Безусловно то, что этот бхакта может вполне осознанно сообщаться с Божественной Личностью и через мурти, и продолжать ревностно служить Ему, оказывая Ему все виды почестей.

 

Мои ученики, на пути преданного служения Ади-Гуру очень важно время от времени устраивать празднества. Эти торжества желательно приурочивать ко дням, в которые отмечаются известные вайшнавские праздники. Например, такие, как Нрисимха-чатурдаши, Шри Вамана-двадаши, Шри Вараха-двадаши и другие. Я уже не говорю про такие замечательные и популярные в вайшнавских кругах празднества, как Рама-навами, Шри Кришна /Джанмаштами/, Радхаштами, Гаура Пурнима. Последние из названных Мной связаны с явлениями Верховной Личности, известной под именами Рамы, Кришны и Чайтаньи, а также с явлениями шакти Верховной Личности – Шримати Радхарани.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур – Сказал

/Запись закончена в 16 час. 27 мин./

Оглавление

Категории