PostHeaderIcon Семь жарких дней(Нисхождение Божеств)

Семь жарких дней  

Время нашего пребывания в странах Востока приближалось к концу. И от последних месяцев нашего непраздного путешествия мы ожидали ещё чего-то особенно интересного для нас.

Во время наших посещений ИСККОНовского храма в Катманду мы встретились с несколькими преданными, которые незадолго до этого прибыли из Вриндавана – широко известного не только в Индии, но и во всём мире вайшнавского духовного центра.

С большим интересом мы слушали рассказы преданных об этом святом месте, пребывание в котором самым благотворным образом воздействует на всех, кто имеет поистине счастливую возможность посетить его. И, понятно, наши сердца стремились во Вриндаван, святую обитель, связанную с нектарным именем Верховной Личности – Шри Шри Радха-Кришны.

При выезде из Непала нам пришлось ещё раз пересечь северную границу Индии, затем пересечь её саму с востока на запад, чтобы добраться до святой земли Вриндавана. Попутно отметим, что Непал страна почти сплошь горная, и потому даже столица Катманду поддерживает связь с внешним миром только средствами авиа и авто.

Из столицы Непала мы выехали автобусом, Индию пересекли поездом, а во Вриндаван въехали уже на очень популярном в Индии транспорте – авторикше.

 

Около 9 вечера 17 мая 1998 года мы поселились в основной приашрамной гостинице, из которой на следующий же день переселились в более скромную, рассчитанную на небогатых паломников гостиницу.

Город нас поразил обилием своих храмов и их своеобразной красотой – как древних, так и недавно сооружённых. Но главное – своей удивительно высокой духовной атмосферой, поддерживать которую позволяли ежедневные мероприятия, связанные с поклонением Верховной Личности – Шри Шри Радха-Кришне.

 

Май обычно очень жаркий месяц в Индии. После весьма тёплого в это время, но всё же нежаркого Непала, во Вриндаване мы были вынуждены переносить пятидесятиградусную жару. Среди дня улицы едва ли не ″вымирали″. Даже местные жители с трудом выдерживали такую жару. Лишь наиболее закалённые и отчаянные торговцы не покидали своих лавок. Покрытия улиц, особенно кирпичные, так раскалялись, что мы вынуждены были отказаться от своей давней привычки по возможности ходить босиком. Кстати, это было не очень принято у местного населения, использующего в подавляющем своём большинстве дешевые пластмассовые или резиновые босоножки или шлепанцы.

Даже ночью было жарко и душно. Хотя фен под потолком старательно гонял горячий воздух, это почти не облегчало нашего состояния. Вода в водопроводе тоже была тёплой. Несколько раз за ночь мы не выдерживали – поднимались и вставали под душ. Затем смачивали простыни и обворачивались ими, что, впрочем, спасало наше положение ненадолго – через час, полтора простыни становились сухими.

Из-за почти невыносимой жары и духоты нам было очень нелегко находиться во Вриндаване, но, тем не менее, мы смогли совершить парикраму по святым местам и посетить несколько мандиров.

Мы были поражены, узнав, что на территории Вриндавана находится… 5000 храмов, связанных с Абсолютной Личностью.

Нас поразили красота и богатство убранства основных индуистских храмов. Здесь мы ещё раз убедились в том, что изобразительное искусство индийского народа достигло больших высот и что оно исполнено национального своеобразия. Касается это равно как скульптурных, так и живописных изображений. И, прежде всего, изображений Божеств, героев и персонажей, связанных с великими философскими и литературными произведениями Индии: Ведами, Упанишадами, Пуранами.

Отдельно можно отметить явленное в этих произведениях искусство, тонкий вкус и чувство меры как в формах, так и в цвете. Сам интерьер этих храмов помогал создавать ту торжественно-праздничную атмосферу, в которой и проводятся многочисленные духовные мероприятия, в свою очередь, исполненные высокого содержания, красоты и своеобразия.

 

Конечно же, здесь надо отдельно сказать и о той прекрасной музыке, которая сопровождала практически все мероприятия и создавала именно торжественный и праздничный настрой во всех этих празднествах и духовных ритуалах. О танцевальной музыке и самих танцах нельзя не сказать особо. О богатейшем философском, этическом и эстетическом наполнении именно индийских танцев знает сегодня весь мир. Недаром столь насыщены песнями и танцами почти все индийские кинофильмы, в которых, как правило, ярко отражён дух индийского народа, хотя сегодня индийский кинематограф, как почти любой другой в мире, страдает от того, что соображения чисто коммерческие, классовые, далеко не позитивно влияют на качество этих фильмов.

 

Хочется уделить здесь особое внимание представителям животного мира и отдельно сказать о коровах, которые в Индии считаются священными животными. Во Вриндаване (как, впрочем, и в Дели и в других городах страны) мы часто видели коров, которые свободно и независимо разгуливали по улицам, пренебрегая всеми правилами движения. А при случае некоторые из них норовили даже выхватить какой-то фрукт или овощ у зазевавшегося торговца.

Коровы, видимо, знали, что они отнесены к категории священных и потому могут не опасаться наказания. Переходя через дорогу, они обычно не суетились, а вели себя с царственным достоинством, почти не реагируя на звуковые сигналы водителей автомашин или авторикш.

 

В самом Дели мы наблюдали за тем, как коровы совершенно спокойно лежали на проезжей части дороги, а водители машин тормозили и осторожно объезжали этих животных, ничуть не выражая при этом своего возмущения.

Стоит здесь заметить, что некоторые из этих коров были истинными красавицами. Особенно хороши были их глаза – правильной формы, с длинными, густыми ресницами. Во многих святых местах, где мы побывали, нам приходилось видеть таких коров. Их поведение, как мы уже отметили, было просто величественным.

 

Что касается обезьян, то они, конечно же, в ряду других животных вызывали особо острый наш интерес, тем более, что на нас, людей, они, действительно, внешне во многом похожи, но как карикатуры на оригинал. И не только внешне, а и в поведении: они ″ругались″, ″ссорились″, дрались, гонялись друг за другом, а при случае – приставали к людям и не гнушались прямым воровством и даже… организованным грабежом. Так, был случай, когда они воспользовались нашей благожелательностью и лишили нас доброй связки бананов, буквально вырвав их из наших рук. Как мы вскоре разобрались, делали они это, как правило, применяя свою оригинальную групповую тактику.

 

Ранним утром второго дня нашего пребывания во Вриндаване мы посетили величественный храм Кришны-Баларамы, основателем которого был Шрила Прабхупада. Можно сказать, что мандир Кришна-Баларама – это один из самых прекрасных индуистских храмов Вриндавана-дхамы – обители Господа Кришны. Пение святых имён Господа, Киртан, здесь совершается даже ночью.

Рядом с мандиром Кришны-Баларамы находится храм-самадхи Шрилы Прабхупады, построенный на месте захоронения тела выдающегося Ачарьи. В глубоком поклоне склонились мы перед отливающим золотом мурти великого преданного.

После того, как мы совершили ритуал почтения, Шрила Прабхупада передал нам следующие слова: ″Мои преданные, примите Моё нектарное благословение. Земля Вриндавана готова открыть вам свои духовные кладези. И в этом – истинная милость Господа Кришны. Сам Господь Кришна и Сама Шримати Радхарани приглашают вас совершить парикраму по этой Святой земле. Следуйте Их Божественным посылкам! Харе Кришна!″…

Страниц: 1 2

Категории