Въезд в Индию(Нисхождение Божеств)
Въезд в Индию
До своей поездки на Восток, мы, как выше было отмечено, остро интересовались культурным и философским наследием Индии, обращая внимание, прежде всего, на произведения её классиков. Много времени мы уделяли трудам Рабиндраната Тагора. Нас особенно интересовали работы этого крупнейшего писателя и философа, посвящённые проблемам искусства.
С начала восьмидесятых годов мы начали осваивать учение Агни Йоги, или Живой Этики, вышедшее из-под пера Е.И. и Н.К. Рерихов. Ещё до знакомства с Агни Йогой мы знали, что большую часть своей сознательной жизни Рерихи провели именно в Индии и что они имели тесные личные контакты со многими её общественными деятелями, философами, художниками и учёными, в частности, с Д. Неру, С.С. Сарасвати, Дж. Боше, С. Радхакришнаном. И, конечно, велико было наше желание поближе и воочию познакомиться с достопримечательностями и памятниками культуры этой древней страны, а главное, с её духовной жизнью.
Мы вылетели в Дели 25 сентября 1996 года, не ведая о том, что нам суждено будет посетить, кроме Индии, ещё три восточные страны – Бангладеш, Непал, Тибет.
Несмотря на то, что был уже конец сентября, столица Индии встретила нас жарой. Температура днём была под 40 градусов по Цельсию, что мы переносили с трудом. Уже в начале нашего пребывания в Индии мы смогли познакомиться с теми историческими её достопримечательностями, без которых нельзя себе представить индийскую культуру. К таковым относится и Тадж-Махал – один из самых знаменитых памятников индийской средневековой архитектуры, общепризнанный шедевр мирового зодчего искусства. Местом его строительства стал город Агра, расположенный к югу от Дели, к тому времени (с XVI века) ставший столицей династии Великих Моголов (ныне штат Уттар-Прадеш). Мавзолей Тадж-Махал был построен внуком Великого Акбара принцем Хуррамом, который носил титул Шах-Джахан, что означает ″Правитель мира″. Падишах принял решение возвести это прекрасное сооружение, чтобы увековечить память о любимой им жене Арджуманд Бано Бегум (её другое имя Мумтаз-и-Махал). Она умерла при родах во время одного из походов императора. Это произошло в городе Бурханпуре, где Мумтаз и была временно похоронена. Через полгода саркофаг с её телом перевезли в Агру и погребли в одном из садов города на берегу реки Джамны, или Ямуны.
Вскоре началось строительство Тадж-Махала, которое продолжалось 22 года. После долгих и упорных попыток европейцев объяснить великолепие Тадж-Махала якобы причастностью к его созданию итальянца Джеронимо Веронио всё же было убедительно доказано, что автором этого шедевра мировой архитектуры является индиец Устад Ахмед Лахори.
Тадж-Махал, построенный в середине XVII века, в течение трёх последующих веков остаётся предметом восхищения и преклонения тысяч и тысяч поклонников искусства и культуры Востока.
В начале октября мы посетили город Мадрас (столицу штата Тамилнаду), который с давних пор считается вратами Южной Индии и который можно назвать городом-музеем индийской архитектуры. Тогда же мы побывали на союзной территории Пондишери, расположенной к югу от Мадраса на берегу Бенгальского залива, в одном из красивейших мест Южной Индии. Оно связано, как и Мадрас, с именами Ауробиндо Гхоша и его сподвижницы Мирры Ришар, Матери. Последняя, после ухода с земного плана своего учителя Ауробиндо, смогла воплотить его замысел – вдохновить его учеников и последователей на строительство города Ауровиль. Его первые жители были объединены идеями интегральной йоги, лежащей в основе учения Ауробиндо. В Ауровиле мы прожили несколько дней, используя их для духовных бесед с учениками и последователями этого великого Учителя.