Нити-шастры пандита-вайшнава Шри Чанакьи
Нити-шастры пандита-вайшнава
Шри Чанакьи
В основу Ведического учения положены знания о законах мироздания, его эволюции и отдельно о Верховной Божественной Личности, Её главных атрибутах и формах, Её качествах и достояниях, Её трансцендентных, сверхъестественных деяниях, называемых играми, или лилами.
Верховный Господь имеет множество имён: Вишну, Рама, Кришна, Васудева, Мадхусудана, Дамодара, Хришикеша, Шьямасундара, Гопал, Говинда, Нрисимха, Вараха, Матсья, Курма, Джаганнатха, Нараяна, Санкаршана, Прадькшна, Анируддха…
Преуспеяние ученика на пути его духовной самореализации возможно лишь при его преданном и бескорыстном служении Божественной Личности, носящей то или иное из имён Верховного Господа. Важны при этом как духовные, так и материальные жертвоприношения преданного.
Выдающийся вайшнав Шри Чанакья Пандит писал: ″Воспевание Вед без проведения ритуального жертвоприношения Всевышнему Господу через посредство Агни, и жертвоприношения, за которыми не следуют щедрые дары, бесполезны. Совершенство может быть достигнуто через преданность (Всевышнему), ибо преданность – это основа всего успеха.″ (″Афоризмы Мудреца Чанакьи″).
Пандит Шри Чанакья жил более двух тысяч лет назад в Индии, ещё в те времена, когда римский император Александр вторгся в пределы индийского государства. Брахман Чанакья, обладавший необычайными духовными способностями, сведущий во многих областях, в том числе и политике (он занимал пост премьер-министра), использовал все этически допустимые средства, чтобы объединить разобщённые индийские территории в единое сильное государство, способное противостоять нашествию римлян.
Чтобы защитить индийские земли от разорения и соединить их в единую индийскую империю, он сознательно обратился к Ведической культуре, этому великому достоянию земли Бхараты. (В древности Индия называлась Бхаратой).
Нити-шастры Шри Чанакьи содержат в себе мудрые поучения и наставления, представляющие особую ценность для всего индийского народа.
Майлс Давид (Пантита Павана дас), переводчик афоризмов брахмана Чанакьи, писал: ″Только благодаря своему природному уму, этот худой и оборванный брахман руководил формированием величайшей индийской империи, какую только видели в истории (т.е. с начала Кали-юги). Так природная ведическая культура священной земли Бхараты была защищена и духовные практики индусов могли проходить беспрепятственно″.
Утверждая ценность преданного служения Верховной Личности Бога, брахман Чанакья писал: ″Приготавливая гирлянду для Божества своей рукой, размалывая сандаловую пасту для Господа своей рукой и записывая священные писания своей рукой, – человек благословляется богатством, равным богатству Индры″.
(Индра – согласно Ведической философии, это глава полубогов, повелитель Небес.)
Перу мудреца Шри Чанакьи Пандита принадлежат и другие строки, которые мы считаем уместным привести здесь.
″Слава брахмана в его знании, сила царя в его армии, сила вайшйи в его богатстве, а сила шудры в его настроении служить″.
″Нет аскетизма равного уравновешенному уму, и нет счастья равного удовлетворению. Нет болезни равной жадности, и нет добродетели равной милосердию″.
″Нравственное превосходство – это украшение для личной красоты″.
″Брахман подобен дереву. Его молитвы – это корни, его воспевание Вед – ветви, его религиозные действия – листья. Следовательно, следует стараться сохранить корни, ибо, если корни нарушены, там не может быть ни ветвей, ни листьев″.
″Порочный человек не достигнет святости, даже если его наставляют разными способами. И дерево нимб не станет сладким, даже если его обрызгать с верхушки до корней молоком и маслом″.