PostHeaderIcon Единые корни(Нисхождение Божеств)

Единые корни  

В Индии, одной из самых удивительных стран Востока, мы пробыли в общей сложности около двух лет (1996 – 1998 гг.). Но, естественно, ещё задолго до этой поездки мы живо интересовались богатейшим философским и духовно-нравственным наследием этой страны – через посещение музеев, просмотр индийских кинофильмов, чтение исторических, литературно-художественных, философских трудов Рабиндраната Тагора, Ауробиндо Гхоша, Рамакришны, Вивекананды, Махатмы Ганди, Джавахарлала Неру и других духовных и политических деятелей Индии.

 

Уже тогда знали мы об уходящих в глубину веков культурных связях русского и индийского народов. Здесь уместно вспомнить, с одной стороны, Афанасия Никитина, оставившего нам записки ″Хождение за три моря″, а с другой стороны, Льва Толстого, который остро чувствовал своё духовное родство с Востоком, а особенно с Индией. Известен большой интерес писателя к жизни и деятельности Рабиндраната Тагора, которого, кстати, в Индии нередко называют индийским Толстым.

Но, конечно, особенно ярко и убедительно проявились глубинные духовные связи наших народов, имеющих, напомним, единые арийские корни, в период длительного пребывания в Индии двух наших замечательных соотечественников – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Об их вкладе не только в русскую и индийскую, но и мировую сокровищницу культуры известно многим.

 

Богатейшее духовное наследие оставили Н.К. и Е.И. Рерихи. Это касается и их сыновей – Юрия, крупнейшего историка-этнографа, и Святослава – замечательного художника, отразившего в своих полотнах величие и красоту индийского народа. Но всё же главное наследие – это 5000 полотен Николая Константиновича Рериха, написанных не без участия и его супруги Елены Ивановны, а ещё в большей степени – это передача ими на землю учения Живой Этики (Агни Йоги), в чём главную роль сыграла уже Е.И. Рерих.

 

И Елена Ивановна и Николай Константинович при всей их пламенной, и с годами не убывающей любви к Родине, к России, не могли не признавать и не использовать в своей работе высоких духовно-нравственных достижений индийского народа.

 

Н.К. Рерих писал: ″Индия всегда была, есть и будет страной сказочной и чудесной… Древние веды, прекрасная Бхагавад-гита, Упанишады и всевозможные Пураны дают огромную конденсацию мысли. Не забудем, что в письменную форму все эти памятники облеклись после многих веков устного пересказа″.

(″Индия″, Лист дневника № 47, 1937 г.)

 

Велика заслуга Н.К. Рериха как перед русским, так и перед индийским народами. Его неустанная подвижническая деятельность как художника, писателя, философа, общественного деятеля была высоко отмечена и оценена представителями искусства, литературы и науки Индии. Так Калидас Наг, видный индийский художник, писал: ″Рерих был первым русским посланником красоты, который принёс современной Индии бессмертный завет искусства. И мы навсегда благодарны ему за его вдохновенные мысли и сотрудничество по сближению России и Индии″.

Оглавление

Категории