Четыре ступени Ашрама (Нектарный лист 50)(Нектар Премы)(Нектар Вед)
Нектарный лист 50
Четыре ступени Ашрама
В систему деления общества, кроме четырёх вари, входят четыре ступени духовного развития, или ашрама:
- брахмачарья
- грихастха
- ванапрастха
- санниаса
Принципы каждого ашрама подвигают ученика на духовное совершенствование.
- I. Ступень духовного развития в системе варнашрамы – брахмачарья.
Брахмачари – ученик, который принял обет целомудрия. Всё своё время он посвящает постижению духовных истин.
Брахмачари вручает себя своему духовному учителю и под его руководством совершает своё служение Верховной Личности.
- II. Ступень духовного развития в системе варнашрамы – грихастха.
Грихастха – это ученик, который имеет право жить семейной жизнью. Охраняя и материально поддерживая свой семейный очаг, ученик, тем не менее, не утрачивает привязанности к Верховной Личности.
Грихастха ведёт жизнь домохозяина соответственно правилам и предписаниям Вед. Совершая преданное служение, грихастха привлекает к нему членов своей семьи и подвигает их к постижению богооткровенных писаний – шастр.
III. Ступень духовного развития – ванапрастха.
Ванапрастха – ученик, который оставляет все свои дела и все свои семейные обязанности ради Верховной Личности.
Ванапрастха предаётся молчаливому уединению. Он уходит в лес, в пустыню, в горы или отправляется в паломничество по святым местам.
Вместе с ним в паломничество по святым местам может отправиться его супруга, чистая преданная Господа. Итак, ванапрастха – жизнь ученика, отказавшегося от семейной жизни и удалившегося от дел во имя духовного самосовершенствования.
- IV. Ступень духовного развития – санниаса.
Чтобы совершенно овладеть своими чувствами и умом и целиком отдаться служению Господу, ученик должен полностью отказаться от семейной и общественной жизни.
Санниаси – ученик, который принял обет отречения и отдалился от мирской жизни.
Такой преданный достигает сознания Верховной Личности. Однако для преданного ученика недостаточно отречься от мира. Санниаси должен исполнить все предписанные ему обязанности.
Долг санниаси состоит в преданном служении Господу.
Ученик, который достиг уровня духовного осознания и ведёт жизнь в полной преданности Богу, являет собой подлинного санниаси. Такой ученик Господа поистине становится святой личностью.
Высшая ступень санниаси – парамахамса.
Тот, кто способен на беспричинное преданное служение, может сразу достичь уровня парамахамсы, минуя в текущем воплощении те духовные ступени, которые предложены системой варнашрама-дхармы.
Парамахамса – ученик, в котором под влиянием внутренней энергии Господа развивается зрелая, абсолютно сознательная любовь к Господу.
Парамахамса находится под полным покровительством Божественной природы.
Итак, четыре ступени духовного развития, или ашрама, составляют основу общества, которое следует предписаниям и заветам Верховной Личности.