О стандарте поклонения божествам в переходную эпоху(Дхарма Перехода)
О СТАНДАРТЕ ПОКЛОНЕНИЯ БОЖЕСТВАМ В ПЕРЕХОДНУЮ ЭПОХУ
(5-ое Откровение Шрилы Прабхупады)
5 мая 2000 года.
1
Мои друзья! Считаю далее необходимым передать вам те новые рекомендации и советы, которые касаются стандарта храмового поклонения. Сразу замечу, что общепринятые стандарты могут несколько отличаться друг от друга в зависимости от того, в каких обстоятельствах находятся преданные и какими возможностями они обладают, а главное, в какую эпоху они живут.
В этом очередном Своем Откровении Я коснусь темы поклонения Божеству, арча-мурти. Слово арча означает «сияние», «свечение», а также – «восхваление» или «прославление». Слово мурти означает «форма».
Церемония поклонения арче, Божеству, включает в себя не менее пяти аспектов. К ним относятся:
— подготовительные Обряды, цель которых – очищение атрибутов поклонения – предметов, используемых для совершения церемонии;
— медитация;
— повторение определенных мантр;
— само поклонение Божеству;
— изучение священных писаний, способствующих успешному проведению храмового служения.
Из всего перечисленного Мной особое внимание служители храмов ИСККОН уделяли и уделяют повторению святых имен Бога, прежде всего коллективному повторению маха-мантры Харе Кришна. Ритуал воспевания святых имен Бога носит название юга-дхармы. Юга-дхарма считается самым действенным методом обретения освобождения в век Кали. Но вайшнавские гуру придают особое значение и практике ритуального поклонения Божеству, арче, которая называется арчана.
2
Процесс поклонения Божествам представлен в книге «Панчаратра-прадипа», которая опубликована в ИСККОН, Международном Обществе «Сознание Кришны», и в которой достаточно обстоятельно освещаются сами церемонии храмового поклонения. Руководство «Панчаратра-прадипа» было создано Мной специально для тех чистых преданных, которые практикуют метод арчана.
Что предшествовало созданию этого труда? Прежде всего, здесь следует назвать имя выдающегося преданного, который жил в XV столетии и являлся Самой Верховной Личностью, – это Шри Чайтанья Махапрабху.
В учении Чайтаньи особое внимание уделялось юга-дхарме, повторению святых имен Бога. Но, кроме того, в практике вайшнавов того времени существовали церемонии, связанные с поднесением Божеству воды, благовоний и цветочных гирлянд. Весь богослужебный ритуал (пуджа) поначалу был очень прост, и потому он был доступен для всех личностей, пытающихся приобщиться к философии и этике Бога.
Прямые ученики и последователи Господа Чайтаньи, шесть Госвами из Вриндавана, во главе с Рупой Госвами Прабхупадой, создавая различные храмы, вводили в них практику ритуального поклонения Божествам – церемонию арчана. Постепенно эта практика стала проводиться с особой торжественностью, если ни сказать, пышностью. Кроме того, преданные совмещали ритуал поклонения с проведением киртана, коллективного воспевания имен Бога. Позже Санатана Госвами, старший брат Рупы Госвами, напишет для преданных книгу и назовет ее «Хари-бхакти-виласа». В этом труде найдет свое отражение такой важный аспект преданного служения, как практика арчана.
Много позже, один из известных теоретиков и практиков, Гаудия-вайшнавизма, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, являющийся Моим дикша-гуру, установит для общин Гаудия-матха свой стандарт поклонения Божествам. Новый стандарт найдет свое отражение в другом руководстве для преданных, названном «Арчана-паддхати». Этим руководством пользовались все гуру-ачарии и их многочисленные ученики, исповедующие философию и практику Гаудия-вайшнавизма.
3
Когда Я приступил к своей главной работе, связанной с проповедованием философии сознания Верховной Личности, то, помимо произнесения проповедей и литературно-издательской деятельности, Я уделял большое внимание и практике арчана.
И при создании ИСККОН Мной также, вслед за предыдущими гуру, было введено поклонение Божествам в храме. Это одна из наиболее важных церемоний, являющихся составной частью бхакти-йоги, учения о преданном служении Верховной Личности, Кришне.
Отмечу здесь, что Мой гуру Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур при составлении им руководства «Арчана-паддхати» опирался на уже известное руководство «Хари-бхакти-виласу». Я же, понятно, синтезировал знания, имеющиеся в этих двух источниках.
Как вы уже знаете, Моя проповедническая и литературная деятельность с 1965 года была связана, с Америкой, куда Я выехал по воле Кришны. Моей главной целью было – познакомить людей Запада с философией и практикой сознания Верховной Личности. С этой целью Я начал Свою деятельность в этом направлении, – и вскоре Мои первые ученики и последователи приучились к простому повторению имен Бога. Я не требовал с них многого, и лишь учил их искреннему и вдохновенному воспеванию святых имен.
Это заключалось, главным образом, в том, что они повторяли за Мной маха-мантру «Харе Кришна». Но со временем, когда Я увидел, что воспевание происходит уже на вполне достойном уровне, то Я счел возможным порекомендовать Моим последователям некоторые церемонии храмового поклонения Божествам.
Весной 1967 года, после установки Божеств /Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры/ на алтаре в Сан-Франциско был организован обряд поклонения этим Божествам. На первых порах он был очень прост.
Спустя некоторое время, летом 1969 года, в одном из первых храмов ИСККОН, открывающемся в Лос-Анджелесе, были установлены Божества Радхи и Кришны. И в связи с этим Мной был введен тоже достаточно доступный для преданных ритуал поклонения Божествам.
Позже Я усовершенствовал стандарт арчана, внес некоторое разнообразие в саму эту церемонию, дополнил ее новыми элементами.
4
В настоящее время практика арчана, или поклонение Божествам, проводится во всех храмах ИСККОН. Безусловно то, что эта практика организует и упорядочивает жизнь преданных.
Стандарт поклонения, установленный Мной в конце 60-х – начале 70-х годов XX столетия, заключается в следующем: установление Божества в храме с соблюдением всех надлежащих ритуалов поклонения Ему в соответствии с положениями и рекомендациями «Панчаратра-прадипа» и других вайшнавских писаний.
Отмечу здесь, что окончательного сформулированного метода поклонения, в принципе, не существует. И согласно многим авторитетным руководствам, и прежде всего руководству «Хари-бхакти-виласа», стандарт поклонения, арчана, может изменяться в зависимости от того, в каких условиях живет преданный и какими возможностями он обладает.
Вовсе не обязательно строго следовать правилам поклонения арчана, рекомендованным для преданных храма, например, в том случае, если преданный поклоняется домашним Божествам. Все существующие рекомендации, касающиеся практики арчана, каждый раз должны разумно использоваться и применяться всеми теми устремленными личностями, которые пытаются приобщиться к движению сознания Кришны.
Церемонии храмового поклонения, практикующиеся в ИСККОН, в принципе, отвечают установленным Мной и Моими предшественниками стандартам. Но Я уже отметил здесь, что на протяжении веков эти стандарты то поднимались, то опускались. Церемонии, предлагаемые преданным для проведения практики арчана, то упрощались, то усложнялись. В настоящее время, когда земная цивилизация переживает особый период своего эволюционного развития, возникла необходимость несколько пересмотреть положения арчаны. Безусловно то, что те существующие в храмах ИСККОН стандарты храмового поклонения ни в коей мере не могут быть преданы забвению. Но при создании новых общин, исповедующих философию сознания Кришны и исследующих знания об огненной трансмутации человечества, необходимо откорректировать методы арчаны.