PostHeaderIcon О духовной сокровищнице – Ведах(Нисхождение Божеств)

О духовной сокровищнице – Ведах  

Но, пожалуй, главное духовное богатство Индии – это всё-таки Веды. К этой древней индийской философии, к великому ведическому знанию, так или иначе, приобщено, похоже, большинство индийцев.

В Индии широко распространено выражение ″ведическая дхарма″. Понятие – дхарма – означает:

1) вечные обязанности человека перед Богом;

2) религиозные принципы, которым следуют представители различных сословий или каст Индии.

Комментируя выражение ″ведическая дхарма″, известный политический и духовный деятель Индии, её премьер-министр Джавахарлал Неру, писал: ″Выражение ведическая дхарма употреблялось также в древности для обозначения более определённо и исключительно для всех тех философских воззрений, учений о морали, ритуалов и обрядов, источником которых считались Веды. Таким образом, всех, кто признавал общий авторитет Вед, можно было считать принадлежащими к ″ведической дхарме″. (″Открытие Индии″, книга первая, М., 1989 г.)

Веды считаются в Индии священным писанием. Джавахарлал Неру сделал в своей замечательной книге очень ценные комментарии к основополагающим понятиям индийской философии. Этот известный политик и писатель дал глубокое объяснение многим аспектам ведического учения, справедливо надеясь, что в недалеком будущем оно будет принято всем миром.

Отмечая великую роль Вед в истории развития человеческих цивилизаций, он писал: ″Веды (от корня вед – ведать) создавались как сборники знаний той эпохи. Они представляют собой смесь самых разнообразных вещей: гимнов, молитв, жертвенных обрядов, волшебств, замечательной поэзии о природе. В них нет никакого идолопоклонства, никаких храмов для богов. Живость и жизнеутверждающая сила, пронизывающие их, просто поразительны″.

Важно здесь отметить, что Джавахарлал Неру сумел разглядеть за, казалось бы, далекими от нашего времени гимнами, молитвами и обрядами ценнейшие и актуальнейшие для уже скорого будущего (а именно сегодняшних дней) духовно-нравственные знания, свет которых может поистине просветить человечество.

Далее великий сын Индии в своей книге пишет: ″Первая из Вед – ″Ригведа″, – вероятно, самая древняя книга из всех, какими располагает человечество. В ней мы можем найти первые излияния человеческого разума, огонь поэзии, преклонение перед красотой и тайнами природы… ″Ригведа″ – результат веков цивилизованного существования и мышления, в течение которых сложились цивилизации долины Инда, месопотамская и другие цивилизации. Поэтому уместно следующее посвящение, содержащееся в ″Ригведе″: Провидцам, нашим предкам, первооткрывателям пути″.

Да, наши общие предки, арийцы, именно первопроходцы того пути, который и ныне остаётся единственно верным, единственно спасительным. И сегодня стало ясно, что Ведическое знание является далеко не только достоянием народов Индии и Востока. Веды питали вчера и питают сегодня все мировые цивилизации. Наиболее разумные представители западной культуры знают о значении Ведического знания и Ведической культуры.

 

Известный французский писатель Эдуард Шюре ещё в начале века писал: ″Священные индусские книги Веды имеют для нас тройную цену. Прежде всего, они приводят нас к очагу античной арийской религии, блистающими лучами которой являются ведические гимны. Затем, они дают нам ключ к Индии. И, наконец, они дают нам первую кристаллизацию основных идей эзотерической доктрины, и вместе с тем, всех арийских религий″. (″Великие Посвящённые″, 1914 г.).

Это верное замечание особенно ценно тем, что именно ″античная арийская религия″ (в нашем понимании здесь – культура, цивилизация) дала уже древнему, а равно и современному миру ″основные идеи″, недооценка которых для человечества чревата гибелью, а их признание и использование поистине спасительно.

Ещё одним важнейшим для духовного сознания Индии является выражение ″арья дхарма″.

Джавахарлал Неру писал: ″В сущности, дхарма означает больше, чем религия. Корень этого слова имеет значение ″держаться вместе″. Это – внутреннее строение вещи, закон её внутреннего бытия. Это – этическое понятие, включающее кодекс морали, праведность и весь круг обязанностей и ответственности человека. Термин арья дхарма включал все религии (ведические и неведические), возникшие в Индии. Его употребляли как буддисты и джайны, так и те, кто признавал Веды. Будда всегда называл свой путь к спасению ″арийским путём″.

(″Открытие Индии″).

 

В Индии, как мы могли убедиться, очень широко распространён и буддизм, как известно, зародившийся в Индии. С жизнью Будды особо связаны города Сарнатх и Кушинагар. Оба они находятся в штате Уттар-Прадеш, который на протяжении столетий был центром буддизма.

В Индию глубоко проник также и ислам. И тот же Уттар-Прадеш стал одним из центров мусульманства. Эта страна как, может быть, никакая другая смогла вместить и ассимилировать и многие другие веры и религии.

Индия – это поистине символ синтеза разных культур и религий.

 

Джавахарлал Неру, исследуя тему индуизма в том же труде, писал: ″Буддизм и джайнизм, несомненно, не были индуизмом или даже ведической дхармой. Однако они возникли в Индии и были неотъемлемым элементом индийской жизни, культуры и философии. Буддисты и джайны в Индии – стопроцентный продукт индийского мышления и культуры, и всё же ни те, ни другие не являются индусами по религии. Поэтому совершенно неправильно говорить об индийской культуре как о культуре индусской…  В дальнейшем эта культура подверглась сильному влиянию ислама, но, тем не менее, она осталась определённо индийской″.

 

Далее Джавахарлал Неру раскрывает причину поистине благоносной терпимости народов Индии, за которой просматриваются древнейшие арийские корни: ″Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен; каждый понимает его по-своему. Трудно дать ему определение или хотя бы определённо сказать, можно ли назвать его религией в обычном смысле этого слова. В своей нынешней форме, как и в прошлом, он охватывает много верований и религиозных обрядов, от самых высших до самых низших, часто противостоящих или противоречащих друг другу… Махатма Ганди пытался дать ему следующее определение: ″Если бы меня попросили определить индусское вероисповедание, я сказал бы просто: поиски истины ненасильственными средствами… Индуизм – это религия истины. Истина – это бог. ″Истина и ненасилие – так говорит Ганди″.

Оглавление

Категории